Действующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 N 1000-ПП


2.5.2. Перспективные направления территориальной организации туристско-рекреационного комплекса. Модель пространственного развития


Пространственно-территориальная модель развития рекреационно-туристического комплекса Свердловской области направлена, с одной стороны, на развитие богатого туристического и рекреационного потенциала Свердловской области, с другой стороны, на обеспечение равных условий и возможностей для населения области в доступности туристических объектов и туристической инфраструктуры, и с третьей, на обеспечение диверсификации экономики муниципальных образований.


Основой модели пространственно-планировочной организации туристско-рекреационного комплекса служат историко-культурный и природно-экологический каркас Свердловской области.


Историко-культурный каркас Свердловской области сложился на основе исторической системы расселения, в которую входят города и поселения по берегам рек, вдоль исторических трактов, оборонительные сооружения - монастыри, кремль, крепости и включает в себя исторические города, в том числе города-заводы, музеи, религиозные центры - места паломничества, центры народных художественных промыслов и ремесел, территории историко-культурных ландшафтов.


Большинство металлургических заводов, построенных в период становление горнозаводской промышленности в 1630 - 1860 гг. разместилось в южной и центральной частях современной Свердловской области - на реках Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве.


Сформировалось ядро Центрального горнозаводского района между реками Чусовой и Турой.


Размещенные в этой планировочной зоне заводские поселения переросли в города: Екатеринбург, Невьянск, Каменск-Уральский, Алапаевск, Полевской, Нижний Тагил, Первоуральск, Сысерть, Ревда, Кушва, Реж и ряд других.


На периферии Центрального горнозаводского района, на севере Свердловской области, богатой рудами и лесами, на реках Турья, Вагран, Каква разместились медеплавильные заводы. Они послужили первоосновой еще четырех современных городов: Североуральск, Карпинск, Краснотурьинск, Серов.


Большинство исторически ценных населенных мест сконцентрировано по берегам рек и водоемов, преимущественно в местах их пересечения историческими транспортными путями (ГО Верхотурский, Ирбитское МО, Туринский ГО), в традиционных местах добычи полезных ископаемых (Полевской, Сысертский, Невьянский, Горноуральский, Ревдинский, Первоуральский, Верхнепышминский, Кировградский, Красноуфимский и др. городские округа), и, таким образом, привязано к природно-экологическому каркасу. Эти территории являются ключевыми территориями историко-культурного каркаса. Отдельные памятники, включая горнозаводские постройки, сельские храмы, наиболее связаны с историческим расселением.


Природной планировочной осью также является Уральский хребет, вдоль которого сформировались отдельные города, населенные пункты, рекреационные зоны и основные охраняемые природные объекты.


Модель пространственно-территориальной организации туристско-рекреационного комплекса предполагает формирование целостного туристического пространства региона - включение всей территории области в единую систему через создание масштабных территориальных кластеров и "кустов", формирование туристических зон, туристических центров, организацию туристических маршрутов. Важным условием создания каркаса туристического комплекса является обеспечение транспортных связей туристического и рекреационного комплекса области.


Модель организации туристического пространства региона предусматривает использование нескольких форм (способов) освоения:


1) Форма А: форма предполагает развитие сети достопримечательностей, представляющих интерес для туристов - осевое развитие исторических сил, культурных или природных центров внутри зоны. Этот вариант основан на предположении, что основной упор будет сделан на состояние окружающей среды (природной) или на культурное и художественное наследие, имеющееся в регионе. Данная форма предполагает наличие городов, исторических достопримечательностей, уникальных природных комплексов. В данном случае - основной осью развития новых мест назначения является коммуникационная инфраструктура: сеть автомагистралей, железных дорог, аэропортов, телекоммуникации, а также - речная сеть. Целью этой инфраструктуры является обеспечение функциональной интеграции различных элементов, формирующих часть данной территории: сельских и городских поселений, природных районов. При такой форме организации, туристическое пространство имеет многоцелевой характер, оно сможет функционировать круглогодично;


2) Форма Б: Развитие зоны, характеризующей новые центры интереса. В данном случае предусматривается одновременное развитие всей зоны со строительством и оборудованием ряда новых центров, представляющих интерес для путешественников. Развитие туристического пространства по данному варианту предполагает, что операции будут долгосрочными и крупномасштабными как в физическом, так и в финансовом плане. Вариант предусматривает развитие уже существующих и складывающихся туристических зон, туристических центров и коммуникационных коридоров;


3) Форма В: постепенное развитие крупной новой зоны в качестве противовеса существующим естественным районам привлечения туристов. Главным отличием этого варианта является то, что процесс развития имеет протяженность во времени и ее область (территория развития) постепенно расширяется. Выбор площадок для новых мест назначения основывается на приближенности к крупнейшим центрам с большим количеством посетителей;