3.1. Отходы производства и потребления
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития Российской Федерации является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами на территории нашей страны требует коренной перестройки от повсеместного захоронения в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.
Одной из основных задач обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области является решение проблемы обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Развитие системы обращения с ТКО населенных пунктов Свердловской области должно базироваться на стратегическом курсе создания индустриальной базы переработки отходов и сокращения полигонного захоронения.
Низкий процент утилизации (использования) ТКО связан с недостаточным развитием инфраструктуры: мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.
В связи с этим, Приказом МПР N 298 от 14.08.2013 была разработана "Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", на основании которой разработана и утверждена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области (далее - территориальная схема). Данные, взятые на основании территориальной схемы, приняты по состоянию на начало 2021 г.
Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами были приняты по материалам "Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами", утв. Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (N 185 от 31.03.2020), и Государственного доклада, подготовленного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области во исполнение Закона Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области", в соответствии с п. 18 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N Пр-3534. Доклад издается ежегодно и является официальным документом, и размещается на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области https://mprso.midural.ru. В соответствии с этими документами приведены статистические данные за период с 2014 - 2018 гг., для отражения динамики изменений показателей образования, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов.
С 1 августа 2014 года вступил в силу Приказ МПР РФ от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов", в котором в том числе определяется порядок формирования и ведения государственного реестра объектов размещения отходов.
ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Таким образом, на объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, можно осуществлять только хранение или захоронение отходов.
Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления ведется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2007 г. N 1036-ПП "Об утверждении Порядка ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления" (с изменениями от 21.07.2016 N 513-ПП, от 12.10.2016 N 721-ПП), в целях обеспечения осуществления полномочий Свердловской области по ведению Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления, а также для развития и совершенствования системы контроля, учета, управления отходами производства и потребления. Кадастр представляет собой периодически пополняемый и актуализируемый свод данных об отходах производства и потребления (далее - отходы), объектах размещения отходов, индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, технологиях (установках) обработки, утилизации и обезвреживания отходов. Банк данных кадастра пополняется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, органами местного самоуправления, расположенными на территории Свердловской области. Ниже приводятся статистические данные, в том числе, полученные из представленных Технических отчетов.
Общее количество ТКО, ежегодно образуемых населением Свердловской области, с учетом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Свердловской области, определенное по нормативу накопления, составляет 11777875,632 м3/год (1832657,479 тонны/год), в том числе крупногабаритные отходы - 588893,782 м3/год (91632,874 тонн).
В 2018 г. хозяйствующими субъектами образовано 154,9 млн. т отходов производства и потребления, что составило 92,8% от уровня 2017 г. (166,9 млн. т). Объем утилизации и обезвреживания отходов в 2018 г. составил 62,2 млн. т, или 40,2% от объема образования отходов по Свердловской области в целом (в 2017 г. - 41,7%).
Объем образования отходов I - IV классов опасности составил 6,11 млн. т (в 2017 г. - 6,25 млн. т).
Основной объем образования, утилизации и накопления отходов в 2017 году сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образование отходов от общего объема образованных отходов на территории Свердловской области - 86,2%, утилизация отходов - 83,3%, наличие отходов на конец 2017 года - 91,4%).
Значительный объем образования отходов отмечается у хозяйствующих субъектов, занимающихся обрабатывающими производствами (8,5%), а также обеспечением электрической энергией, газом и паром (2,8%).