1.7. Особенности расселения
В настоящее время южный остров расселения Уральского макрорегиона представляет собой пространство Челябинской, Свердловской и частично Курганской и Тюменской областей. Внутри острова расселения сложилось сильное ядро, которое в настоящее время рассечено на несколько фрагментов (показано розовым цветом на рис. 1). Северный фрагмент ядра южного острова расселения находится между городами Нижний Тагил - Первоуральск - Озерск - Каменск-Уральский - Асбест. Его центром является Екатеринбург. Южный фрагмент ядра сосредоточен вокруг Челябинска и захватывает города Миасс и Златоуст. Между Екатеринбургом и Челябинском находится относительно незаполненное в градостроительном отношении пространство.
Существующая система расселения Свердловской области характеризуется частично сформировавшимся каркасом, который как бы "нанизан" на два магистральных направления развития - широтное и меридиональное. Оба эти направления образуют два полимагистральных коридора:
1. Широтный коридор Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Новосибирск - Владивосток, являющийся северной веткой Транссибирской магистрали. Проходит через южную часть Свердловской области и связывает вместе большую часть локальных центров расселения, таких как Красноуфимск, Первоуральск - Ревда, Богданович, Камышлов, Талица.
2. Меридиональный коридор Серов - Нижний Тагил - Невьянск - Екатеринбург - Сысерть - Челябинск. Проходит по оси север - юг с восточного склона Уральского хребта и связывает большую часть городов - локальных центров северной, центральной и южной частей Свердловской области.
Оба полимагистральных коридора пересекаются в Екатеринбурге, который становится уникальным по своему значению транспортным узлом в масштабе и Свердловской области и всего Уральского федерального округа.
Данная структура представляется слишком простой для задач, которые выполняет расселение области. Большая часть территории области и значительное число городов находится вне этих двух полимагистральных коридоров. Положение этих городов и других населенных пунктов становится относительно изолированным. Такие центры как Ирбит, Реж, Алапаевск, Тавда, Туринск и ряд других связаны с каркасом расселения через боковые, хордовые транспортные ответвления, которые зачастую имеют тупиковый характер.