1.6. Территориально-пространственная организация, оценка градостроительной организации территории; пространственно-планировочная организация территории, опорный каркас территории
Вдоль меридиональной природной планировочной оси - Уральского хребта, концентрируется наибольшее количество населенных пунктов Свердловской области, плотность расселения при этом уменьшается по мере удаления от областного центра и приближения к северным территориям. Подавляющее большинство городов и поселков городского типа привязано к местам добычи минерально-сырьевых ресурсов и возникших на этой базе металлургических производств ("города-заводы"). Вокруг указанных промышленных центров сформировались зоны скопления аналогичных по происхождению и структуре более мелких населенных пунктов - городов и рабочих поселков, а также их обслуживающих сельских населенных пунктов, объединенные в городские округа, которые формируют групповые системы расселения.
Основная широтная ось расселения Свердловской области проходит в ее южной части, совпадает с трассой автомобильных дорог федерального значения "Пермь - Екатеринбург" и "Екатеринбург - Тюмень", магистральной железной дорогой Москва - Владивосток, является частью коридора главной связи страны, соединяющей европейскую и азиатскую части Российской Федерации. Протяженность данной планировочной оси области намного меньше по сравнению с меридиональной осью, что обусловлено конфигурацией территории Свердловской области, вытянутой с юга на север. Данная ось исторически формировалась как транспортная связь между крупными административно-территориальными единицами государства ("Сибирский тракт", "Транссиб"), пересекает Уральский хребет в наиболее пониженном месте - районе Западных предгорий и Зауральской возвышенности.
На основной широтной оси области находится главный центр - г. Екатеринбург (на пересечении ее с меридиональной расселенческой осью) и небольшие города - административные центры муниципальных образований: Асбест, Сухой Лог, Заречный, Богданович, Камышлов, Талица, Тугулым (в Тюменском направлении); Первоуральск, пгт. Бисерть, Ачит, Красноуфимск в направлении на г. Пермь. Наиболее приближенные к административному центру города, в т.ч. входящие в границы Екатеринбургской агломерации, имеют относительно развитую промышленность, многофункциональную экономику, на периферии, в равнинных зонах, находятся муниципальные образования, хозяйственная деятельность которых связана с сельским хозяйством, пищевым производством, местной промышленностью. Вдоль данного коридора, в пределах 100 - километровой доступности г. Екатеринбурга активно развивается индивидуальное и дачное строительство.
На реках и их притоках были образованы населенные пункты (многие еще до периода расцвета горнозаводской промышленности Урала) в данное время имеющие статус малых городов - Тавда, Верхотурье, Туринск, Туринская Слобода, Ирбит, а также многочисленные сельские населенные пункты, связанные между собой речным сообщением. В настоящее время значение водных путей практически утрачено, судоходство в качестве транспортного сообщения не используется. Природные речные расселенческие оси нивелировались, им на смену пришли другие транспортные коридоры, связывающие центры расселения, расположенные на реках, с областным центром и центрами других уровней, пересекающими русла рек направлениями.
Основной диагональной осью в восточной части Свердловской области является транспортный коридор (совмещающий автомобильную и железную дороги) в виде луча, идущего от областного центра в северо-восточном направлении. Основными точками расселения данной оси являются города: Артемовский, Ирбит, Туринск, Тавда. Население данной восточной и северо-восточной частей Свердловской области занято в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в лесопромышленном комплексе, также развиты охота и рыболовство.
В границах меридионального коридора, расселения наблюдается образование трех агломерационных систем: екатеринбургской, Нижнетагильской и Серовской. Фактически большая часть людского ресурса области перенаправлено на территории агломераций.
Действия, направленные на усиление центральной части региона, приводит к стагнации в периферийных областях области, где происходит обезлюдивание, наблюдается отсутствие социального обслуживания.
В настоящее время наблюдается планировочная деградация системы населенных мест восточных и северных территорий области, где основная градостроительно-планировочная проблема - несвязность малых систем расселения, находящихся за границами влияния основных коридоров расселения. Данные территории плохо обеспечены транспортно-коммуникационными связями как с центрами расселенческой сети, так и между собой.