Юго-восточная макрозона
Согласно действующей схеме территориального планирования в состав района входили Ирбитская, Камышловская, Талицкая системы расселения. При внесении изменений в действующую схему территориального планирования предлагается расширить территорию района и присоединить к ней Тавдинский, Туринский городские округа и Таборинский МР.
Район находится на пересечении главного широтного и радиального транспортных коридоров, граничит с Курганской и Тюменской областями и занимает обширную площадь сельскохозяйственного юго-востока области.
Согласно материалам действующей схемы территориального планирования области в настоящее время, так и на перспективу Юго-восточный функционально-планировочный район останется аграрно-индустриальной территорией, где наряду с сельскохозяйственным производством, имеющим важнейшее значение для области в целом, присутствует относительно развитый промышленный и рекреационный комплексы.
Перспективы аграрной составляющей экономики округа определяются следующими предпосылками:
- благоприятные географическое расположение и климатические условия, а также относительно благоприятная экологическая ситуация в сельскохозяйственных районах округа;
- наличие достаточных земельных ресурсов для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства;
- наличие развитых крупных, средних и мелких сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств;
- сложившаяся специализация агропромышленного производства, охватывающая широкую номенклатуру сельхозпродукции;
- наличие необходимой для развития сельского хозяйства инфраструктуры (учебная база, дороги, МТС, мощности для хранения и переработки, проч.);
- возможности для создания в округе на базе существующих сельхозпредприятий агропромышленных инновационных центров;
- благоприятные возможности для специализации округа на переработке сельхозпродукции (существующие производственные мощности, близость к источникам сырья, достаточные масштабы и ассортимент сельскохозяйственного производства), что обеспечило бы развитие как сельского хозяйства, так и перерабатывающей и сопутствующих отраслей промышленности.
Промышленная составляющая экономики округа, как и перспективы его развития в целом, базируются на следующих преимуществах и экономико-географических особенностях:
- выгодное географическое положение района, через территорию которого проходят железнодорожная магистраль, связывающая западные районы России с восточными, автодорога федерального значения в том же направлении; диагональный коридор, состоящий из железной дороги Екатеринбург - Ирбит - Тавда - Междуреченск и проектируемой автодороги на Ханты-Мансийск, а также намечаемая к строительству автодорога Нижний Тагил - Алапаевск - Ирбит - Талица - Шадринск;
- имеющиеся ресурсные резервы для дальнейшего развития традиционных для округа промышленных производств (лесозаготовка и лесопереработка);