Влияние транспортной системы Свердловской области на отдельные показатели качества жизни населения
Проводимые Федеральным агентством по статистике России изучения уровня жизни населения позволяют лучше понять отдельные социально-экономические проблемы того или иного региона <1>.
________________
<1> Комплексное наблюдение условий жизни населения проводится во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения". Уровень представительности результатов - в целом по Российской Федерации, городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по отдельным социально-демографическим группам населения.
Результаты Комплексного наблюдения условий жизни населения предназначены для использования при разработке мер демографической и социальной политики, количественного измерения их эффективности, а также для оценки влияния на демографическую ситуацию в стране и уровень жизни различных групп населения и улучшения мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.
Рассмотрим далее некоторые итоговые данные, опубликованные в составе статистического Комплексного изучения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году (см. таблицы 1.2 - 1.4).
Часть показателей, приводимых в КОУЖ, связана с транспортной доступностью социально значимых объектов (организаций). По большинству таких показателей значения Свердловской области близки или лучше среднероссийских значений (таблица 1.3).
Примерно соответствует общероссийским показателям обеспеченность домохозяйств Свердловской области различными видами транспорта (таблица 1.4). Около 52,6% домохозяйств Свердловской области не имеют никаких транспортных средств (в России в целом - только 50,8%).
В таблице 1.5 приведена доступность тем или иным видом транспорта общеобразовательной организации (для школьников). В Свердловской области 87,6% школьников добираются до школы пешком, тогда как 3,7% вынуждено добираться до школы на школьном автобусе. В целом это близко к общероссийским значениям.
Таким образом, мы видим слабый уровень развития периферийных территорий Свердловской области. Одна из причин - мелкоселенность сельского расселения при относительно низкой плотности сельского расселения. Остро стоит вопрос транспортной доступности мест проведения отдыха и досуга, объектов физической культуры и спорта. Выявляется плохая работа общественного транспорта на территории Свердловской области.