5.3.1. Экономический каркас
Экономический каркас выстраивается из сочетания объектов разных областей от объектов инженерии, промышленности, сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры, состоится на базе транспортных связей федерального и регионального уровней (транспортно-коммуникационных осей I - II ранга) в т.ч. и ж/д (грузовых и пассажирских), развитых промышленных центров: населенных пунктов, инновационных центров, инвестиционных площадок, включает проектные предложения по развитию экономического комплекса (Например: ТЛЦ, аэротрополис, сухие порты, не реализованные инвестиционные объекты и др.). Цель построения экономического каркаса - определить:
- центры МО - экономические центры I - II ранга, определить (по возможности) перспективные центры экономического развития III ранга (перспективные);
- зоны влияния опорных многофункциональных поселений (центров МО).
На рисунке 5.3.1 представлен планируемый "Экономический каркас" территории Свердловской области. Из представленной схемы видно, что развитие экономических центров в основном сосредоточено вдоль одной из основных меридиональных планировочных осей I ранга (вдоль восточной стороны Уральского хребта). Здесь сосредоточены и основные предприятия региона, и крупные инвестиционные площадки, и инновационные центры.
Экономическим центром I ранга является г. Екатеринбург и его агломерация (центры инноваций Новоуральск, Березовский, Арамиль), обладающие наибольшей численностью населения, развитым промышленным комплексом и инновационным потенциалом. Так же к развитым и перспективным экономическим центрам I ранга, можно отнести и Нижний Тагил с его агломерацией, в первую очередь это Верхняя Салда, а также Кушва, Красноуральск. Развитие промышленности, инвестиций и инновационных центров предлагается в Белоярском, Каменске-Уральском, Лесном, Серове. Почти все перечисленные центры экономического развития располагаются на основном транспортно-коммуникационном направлении СО Ивдель - Нижний Тагил - Екатеринбург - Каменск-Уральский. В поддержку развития основной оси, в направление север - юг (Сосьва - Каменск-Уральский) предлагается развитие крупных транспортных объектов - ТЛЦ, транспортных центров. Предлагается к формированию транспортные центры:
- в широтном направлении, в центрах малых систем расселения, городах: Красноуфимск, Ревда, Богданович, Троицкий, с созданием ТЛЦ во всех населенных пунктах;
- в широтном центральном коридоре Верхотурье, Восточный, Туринск, Тавда, с созданием ТЛЦ в городе Тавда;
- в радиальном Алапаевск (Верхняя Синячиха) - Ирбит - Троицкое, с созданием ТЛЦ в городе Ирбит.
Основываясь на приведенной схеме, в проекте по корректировке СТП предлагается расширить систему присвоения рангов, центрам малых систем расселения. Рассматривать не только города I и II, расположенные на пересечении основных планировочных осей, но и перспективные центры экономического развития. Предлагается:
1. Центрами I ранга рассматривать территории, где развиваются все представленные в каркасе сферы от производственной, инновационной, инвестиционной до развития транспорта и инженерных систем.
2. Центрами II ранга рассматривать территории, где располагается крупное промышленное производство, и развиваются инновационные площадки (ТОСЭР или ОЭС, технопарки или индустриальные парки, размещение объектов стратегических программ, крупные объекты транспортной инфраструктуры ТЛЦ, или сухой порт и др.).
3. Центрами III ранга - рассматривать населенные пункты, где размещается одно из составляющих направлений экономического каркаса. Это или размещение крупных промышленных предприятий (напр. Новая Ляля) или объектов стратегических программ (напр. Михайловск) или инвестиционных объектов (напр. Гари).
При анализе данных полученных были выявлены опорные пункты поселенческой сети - центры экономического развития, а также населенные пункты, центры МО с перспективами экономического роста. Данные приведены в таблице 5.4. Центры экономического развития. Для удобства чтения таблицы, составляющие экономического каркаса, были переведены в цифровой ряд, где:
1 - транспортные объекты стратегического назначения;