Действующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 N 1000-ПП


5.6. Модель пространственной организации территории


Согласно Приказу N 169 Министерства регионального развития РФ от 19.04.2013 "п. 2.3.7 "Идеальная модель" развития территории субъекта Российской Федерации, сформированная системой экономического, социального и экологического каркасов, позволяет создать благоприятные условия жизнедеятельности человека, обеспечить инфраструктурные условия развития и диверсификации экономики, в т.ч. формирование зон опережающего развития разного вида и "точек роста", обеспечить рациональное использование природных ресурсов и сохранение ценных природных комплексов, а также позволяет прогнозировать рациональное, экологически сбалансированное развитие различных частей территории".


Проведенный по предложенной методике градостроительный анализ территории существенно расширил спектр рассматриваемых градостроительных проблем, позволил приступить к формированию планировочной модели на базе усложненного планировочного каркаса, с четким понимаем перспектив развития рассматриваемых территорий.


Предлагаемая Модель позволит стабилизировать ситуацию с оттоком населения области, удержать сложившуюся систему расселения, как симбиоз разнохарактерных малых систем, объединенных общими принципами развития, сбалансировать развитие различных частей территории - обеспечивающей равные инфраструктурные условия, благоприятные условия жизнедеятельности человека, развития экономики, рациональное использование природных ресурсов (Рис. 5.6.1 - Модель пространственной организации территории).


Вывод:


Система расселения Свердловской области складывается из малых систем расселения, объединенных общим, формирующимся транспортно-коммуникационным каркасом, включающим:


- планировочные оси I ранга - два основных существующих магистральных направления - широтное (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Новосибирск - Владивосток) и меридиональное (Серов - Нижний Тагил - Невьянск - Екатеринбург - Сысерть - Челябинск) и формируемая радиальная планировочная ось (Курган - Троицкое (Талица) - Ирбит - Алапаевск - Качканар - Пермь);


- планировочные оси II - формируемого вдоль Уральского хребта параллельного меридионального коридора Салехард - Ивдель - Серов - Сосьва - Алапаевск - Артемовский - Богданович - Челябинск, связанного с проводимыми мероприятиями федерального уровня по организации дополнительных транспортных связей с Приполярным Уралом, Салехардом, северным широтным коридором Архангельск - Ивдель - Сургут - Томск. Развивающиеся транспортно-коммуникационные коридоры радиальных направлений Нижняя Тура - Верхотурье - Восточный - Туринск - Тюмень, Невьянск - Реж - Артемовский - Богданович - Каменск-Уральский и лучевых Екатеринбург - Асбест - Реж - Артемовский - Ирбит - Туринск - Тавда - Ханты-Мансийск;


- планировочные оси III ранга - радиальные Серов - Гари - Таборы - Тавда и сформировавшиеся коридоры внутри системы расселения Свердловской области.


Предлагаемый к развитию планировочный каркас - основа системы расселения области позволит сбалансировать систему в целом и обеспечить ее малые формы пространственной связностью так необходимой при стабилизации системы расселения Уральского региона. А создаваемая система городов - центров планировочной структуры и малых систем расселения разных рангов обеспечит территории влияния необходимыми градоформирующими элементами социального, промышленного, экологического характера.


Результатом предложений по развитию станет качественно новое состояние системы расселения Свердловской области, которая станет значительно более внутренне связанным за счет наличия системы новых кольцевых транспортных коридоров и территорий перспективного освоения вдоль и внутри них, а во-вторых станет значительно более интегрированной в систему расселения Уральского макрорегиона и Российской Федерации, обеспечив новую, качественно более высокую степень связности расселения на этих двух уровнях. Будут выполнены задачи поставленные на этапе Концепции, где были определены приоритетные направления развития системы расселения:


- усложнение каркаса расселения и структуры расселения области в целом, что обеспечит вовлечение в хозяйственную деятельность новых территорий и эффективное использование их ресурсов;


- формирование сети опорных пунктов на базе существующих центров поселенческой сети;


- обеспечить совершенствование существующих и развитие новых территориально-планировочных коммуникационных связей с соседними областями, создание новых транспортных выходов к северным территориям и океану;


- сохранение типологического многообразия населенных мест, удобных жилых и рекреационных комплексов с учетом природно-климатических условий, образа жизни и доходов различных социальных групп населения;