2.2.5. Оценка эффективности перспектив развития технопарков и индустриальных парков в Свердловской области
2.2.5.1. Технопарки
Первые технопарки в СО появились при промышленных предприятиях, поскольку создание технопарков дает промышленным предприятиям тройную выгоду:
1) проводится реструктуризация и модернизация производств;
2) стимулируется аутсорсинг;
3) значительно снижается объем арендной платы за землю (например, Уралмашзавод благодаря созданию технопарка сократил ежегодные платежи со 120 до 60 млн. рублей). Машиностроительные предприятия Среднего Урала, осознав эти преимущества, в массовом порядке стали высвобождать промышленные площадки под технопарки.
Преобразование промышленных зон в технопарки включено в планы и некоторых уральских муниципалитетов. Так, администрация Екатеринбурга, разрабатывала в свое время в составе Стратегического плана развития города до 2015 года проект "Технопарки - зона высоких технологий". В проекте было предусмотрено создание технопарков в свободных промзонах и на освобождающихся производственных площадях промышленных предприятий, намеченных к выносу из центра города и прилегающих к нему районов (всего около 30 предприятий).
В Екатеринбурге на территории Уралмашзавода (ОМЗ) был создан первый в России технопарк "Уралмаш" в июле 2003 года. Под технопарк выделен земельный участок в 185 га, здания и сооружения общей площадью 199 тыс. кв. метров. Услугами технопарка "Уралмаш" пользуются более 40 предприятий малого и среднего бизнеса. Они занимаются установкой аппаратуры для сотовой связи, производством электроавтоматики и абразивного инструмента, ремонтом промышленного оборудования, реализацией нефтепродуктов и др. Вести бизнес на территории завода выгодно: при развитой инфраструктуре (связь, водоканал, железная дорога) земельные платежи и тарифы на энергоресурсы здесь ниже средних по Екатеринбургу (на электроэнергию - на 25%, на тепловую энергию - вдвое). Между тем, полувековая мировая практика свидетельствует: технопарки призваны в первую очередь инициировать, создавать и поддерживать малые инновационные предприятия. Несмотря на множественность определений термина "технопарк", суть сводится к концентрации инновационного производства на определенной территории: технопарк должен иметь две главные характеристики - концентрацию научно-технического потенциала и инновации. В западном понимании технопарк - это, по существу, предприятие по производству и выводу на рынок инновационных бизнесов. Там обязательно должны присутствовать стартапы, бизнес-инкубаторы.
Другими словами, индустриальный парк и технопарк - это два разных субъекта экономической деятельности. Индустриальный парк - это территория, на которой власть и бизнес развивают производство востребованных товаров, где единая управляющая компания помогает резидентам решать вопросы присоединения к сетям, проведения маркетинговых исследований, оказывает юридические и бухгалтерские услуги. Ключевой критерий выпускаемой здесь продукции - востребованность. А технопарк - это территория инновационного производства, стартапов, продукции будущего, иногда внутри индустриального парка. Идеология, заложенная в понятие "технопарк", заключается в инновационном развитии производства, создании новых материалов и технологий, осуществляемых в тесной связи с наукой и властью. Не каждый из этих проектов "выстрелит", но все они создаются на основе прорывных идей.
Технопарк может развиваться только в среде с высокой концентрацией исследователей, научно-технических работников, студенчества. Именно они являются главными акторами инновационной деятельности. Таким образом, тот же технопарк "Уралмаш" не является технопарком, это индустриальный, промышленный парк: из четырех с лишним десятков компаний, работающих в технопарке "Уралмаш", только десять можно с натяжкой отнести к разряду инновационных: они используют собственные разработки в модернизации энергетического оборудования, медно-литейном производстве и точном стальном литье. Преобладают же в технопарке компании, занимающиеся, к примеру, выпечкой хлеба, ремонтом обуви и стиркой спецодежды. Очевидно, создание технопарков на производственных площадях промышленных предприятий способствует развитию не столько инноваций, сколько деятельности малого и среднего бизнеса в целом. Кроме того, региональные власти заинтересованы в избавлении крупных промышленных предприятий от отягощающих дополнительных производств. При таком подходе акцент на инновационности не делается, она ничем не стимулируется и неизбежно окажется на обочине. Причем при создании технопарка в учредительных документах декларируются инновационные цели, но на практике все скатывается к производственным предприятиям малого и среднего бизнеса.
В таблице 2.2.5 рассматривается ряд организаций Свердловской области, существовавших на конец 2019 года и заявлявших когда-либо свой профиль в учредительных документах как технопарк, независимо от того, входят ли они в реестр действующих технопарков по данным Министерства промышленности и науки или Министерства инвестиций и развития Свердловской области в настоящее время. Цель составления этой таблицы - показать на основе, проведенного за пределами таблицы, анализа перечня резидентов технопарков, является ли организация подлинно инновационным предприятием или это площадка для развития малого бизнеса, не связанного впрямую с разработкой инновационных продуктов, т.е. - по существу организация, в лучшем случае, модификатор, а скорее всего, потребитель инноваций в соответствии с табл. 2.2.2. Представляется необходимым отметить, что по состоянию на 14.07.2020 в реестр технопарков Министерства промышленности и науки Свердловской области в качестве региональных технопарков были внесены только выделенные в таблице 2.2.5, за исключением одного.