Транспортно-географическое положение Свердловской области. Транспортные коридоры
Свердловская область обладает развитой транспортной системой, способной обеспечить не только собственные нужды, но и потребности сопредельных территорий. Область является одним из крупнейших транспортных узлов, плотность железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние показатели по стране.
Свердловская область обладает исключительно выгодным геополитическим положением. К числу основных геополитических преимуществ можно отнести: срединное экономико-географическое положение, транзитную роль между европейской и азиатской частями страны, расположение Свердловской области на пересечении трансконтинентальных потоков сырья, товаров, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.
В современных условиях следует учитывать и новое "приграничное" положение области, имея в виду близость границы с Казахстаном и республиками Средней Азии, что повышает ее роль в укреплении экономических связей с этими государствами. Роль региона возрастает и вследствие общего сдвига экономического потенциала России к Северу и Востоку, при котором Свердловская область располагается в геоэкономическом центре этого формирующегося экономического пространства.
Екатеринбургский транспортный узел - один из крупнейших центров грузораспределения, оптимальное место соединения МТК N 2, МТК N 5 и Транссиба, поэтому создание и развитие Международного транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в городе Екатеринбурге имеет широкие перспективы, позволяющие повысить эффективность международных и межрегиональных транспортных перевозок.
Перспективы продления международных транспортных коридоров (МТК) МТК N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) и МТК N 5 (Триест - Будапешт - Киев) до Екатеринбурга и объединение их на Урале с Транссибом делают возможным создание международного грузораспределительного центра, обеспечивающего транзит товаропотока на направлениях: Европа - страны Юго-Восточной Азии; КНР - Россия; Европа - страны Центрально-Азиатского региона.
Таким образом, Свердловская область и ее центр - город Екатеринбург представляют собой привлекательную территорию для развития региональной транспортно-логистической системы (ТЛС). Определяющими факторами привлекательности являются: геостратегическое положение области, интенсивность товаро- и грузодвижения, обеспечивающие непрерывность и бесперебойность товароматериальных потоков на территории, развитость рынка логистических услуг.
Развитие Свердловской области в качестве транспортно-логистического центра, связывающего и распределяющего грузопассажирские, информационные и финансовые потоки, а также формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала территории области, является важнейшим фактором социально-экономического развития Свердловской области.
Сегодня выдвигаются предложения о модернизации Транссиба и создания на его основе Евроазиатской магистрали будущего, осуществляющей транспортировку грузов на скорости до 120 - 150 км в час и позволяющей увеличить темп работы уральской промышленности на 20 - 30%. Обсуждается идея строительства второго Транссиба - платной автодороги Москва - Владивосток через Южный Урал.
В числе важнейших проектов - создание сети локальных транспортно-логистических комплексов. В общей сложности сегодня в Уральском федеральном округе, по оценке специалистов, работает свыше 2000 транспортно-логистических компаний, из них около 30 - 40 являются "крупными игроками".
Свердловская область в системе современных транспортных коридоров показана ниже на рисунке 1.1.