Центральная макрозона
Центральная макрозона включает в себя почти половину территории области, протянувшись на 490 км вдоль Уральского хребта. Здесь сосредоточен основной промышленный потенциал и большинство городских поселений, которые сформировались на базе богатых и разнообразных минерально-сырьевых ресурсов, многоотраслевой промышленности и развитых транспортных связей.
На основной меридиональной оси сложились три агломерации: Екатеринбургская, Нижнетагильская и Серовская.
В южной части района, в южном коридоре расселения РФ сформировалась Екатеринбургская агломерация, включающая города: Верхняя Пышма, Среднеуральск, Березовский, Заречный, Белоярский, Верхнее Дуброво, Арамиль, Дегтярск, Ревда, Первоуральск, Сысерть, Полевской, Новоуткинск, ядро агломерации г. Екатеринбург.
В центре района формируется Нижнетагильская агломерация, включающая города Нижний Тагил, Горноуральск, Верхняя и Нижняя Салда, Кушва, Красноуральск, Верхняя Тура.
На севере формируется Серовская агломерация, включающая города - Серов, Краснотурьинск, Волчанск, Карпинск, Североуральск.
Между агломерациями сложились анклавы поселений: в центральной части это Новоуральск - Верхнейвинский, Невьянск - Кировград - Верхний Тагил, Нижняя Тура - Лесной - Качканар.
Параллельно основной меридиональной поселенческой оси, сформировавшейся вдоль Уральского хребта, складывается малая поселенческая ось. Она начинает формирование на юге области от г. Каменск-Уральский, понимается на север через системы малых городов области Богданович, Сухой Лог, Артемовский, Реж, Алапаевск и населенных пунктов Верхняя Синячиха, Махнёво, Восточный. Все перечисленные города и поселки вовлекли в зону своего влияния малые населенные пункты и стали ядрами анклавов поселенческой сети. Для поддержания развития параллельной поселенческой оси в проекте предлагается усилить транспортно-коммуникационный железнодорожный коридор и завершить формирование автомобильного коридор Серов - Сосьва - Каменск-Уральский.
Зона интенсивного градостроительного, многопрофильного использования территории - это территории ядер агломераций и анклавов, территории вдоль основных транспортно-коммуникационных осей. В перспективе зона получит свое дальнейшее развитие за счет:
- усиления главного широтного коридора за счет строительства скоростной железной дороги Москва - Челябинск;
- строительства глубокого южного обхода г. Екатеринбург, строительство западного и восточного обходов;
- формирование логистических центров на всей проектируемой линии Салехард - Екатеринбург - Челябинск;
- реконструкции аэропорта "Кольцово" со строительством новых взлетно-посадочных полос;
- формирование и строительство частей дублера основного меридионального коридора Серов - Сосьва - Каменск-Уральский;
- строительства искусственных сооружений: мостовых переходов, путепроводов, развязок;