Действующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 N 1000-ПП


Таблица 2.1. Распределение объектов культурного наследия по территории Свердловской области

N

Наименование

Категория охраны

Всего

федеральная

региональная

местная

выявленные

1.

Муниципальное образование город Алапаевск

13

28

41

2.

Алапаевское муниципальное образование

3

20

23

3.

Арамильский городской округ г. Арамиль

1

1

4.

Артемовский городской округ

2

1

3

5.

Артинский городской округ

2

2

6.

Байкаловский муниципальный район

11

3

14

7.

Березовский городской округ

2

2

8.

Городской округ Богданович

1

1

9.

Верхнесалдинский городской округ

14

2

16

10.

Городской округ Верхний Тагил

1

1

11.

Городской округ Верхняя Пышма

27

1

28

12.

Городской округ Верхняя Тура

1

1

13.

Городской округ Верхотурский

31

107

9

147

14.

Гаринский городской округ

36

12

48

15.

Горноуральский городской округ

18

3

3

24

16.

Муниципальное образование "город Екатеринбург"

143

697

11

27

878

17.

Ивдельский городской округ

4

4

18.

Муниципальное образование город Ирбит

86

1

87

19.

Ирбитское муниципальное образование

2

1

3

20.

Город Каменск-Уральский

1

69

1

71

21.

Каменский городской округ

3

9

12

22.

Камышловский городской округ (г. Камышлов)

35

1

36

23.

Камышловский муниципальный район

2

2

24.

Городской округ Карпинск

1

1

25.

Кировградский городской округ

12

3

15

26.

Городской округ Краснотурьинск

1

2

3

27.

Городской округ Красноуральск

5

5

28.

Городской округ Красноуфимск (г. Красноуфимск)

19

2

21

29.

Кушвинский городской округ

7

1

7

15

30.

Городской округ "Город Лесной"

2

2

31.

Махнёвское муниципальное образование

1

1

2

Невьянский городской округ

7

60

3

70

32.

Городской округ Верх-Нейвинский

1

1

2

33.

Нижнесергинский муниципальный район

2

5

7

34.

Нижнетуринский городской округ

1

3

4

35.

Город Нижний Тагил

35

79

5

119

36.

Городской округ Нижняя Салда

3

3

37.

Новолялинский городской округ

1

1

38.

Городской округ Пелым

8

8

39.

Городской округ Первоуральск

9

4

6

19

41.

Полевской городской округ

3

3

42.

Режевской городской округ

7

5

1

13

43.

Североуральский городской округ

1

1

44.

Серовский городской округ

7

1

8

45.

Слободо-Туринский муниципальный район

3

1

4

46.

Сосьвинский Г.О. п. Кошай

1

1

47.

Городской округ Среднеуральск

2

2

48.

Городской округ Сухой Лог

2

4

6

49.

Сысертский городской округ

8

2

3

13

50.

Тавдинский городской округ

3

3

51.

Талицкий городской округ

5

6

5

16

52.

Туринский городской округ

8

8

53.

Шалинский городской округ

3

1

4

Всего:

441

1283

14

86

1824


Из 1466 памятников истории, архитектуры и градостроительства большая часть их находится в Екатеринбурге (869), в ГО Верхотурье (147), в г. Нижний Тагил (118), в г. Ирбит (87), в г. Каменск-Уральский (71), в ГО Невьянск (71), в МО Алапаевск (55), Камышлов (35). В сельских населенных местах, историко-культурное наследие представлено очень неравномерно: наряду с местами достаточно большой концентрацией памятников, прежде всего - религиозного назначения, огромные территории почти не имеют архитектурного наследия, взятого под охрану, что является недостаточной изученностью этих территорий. Девятнадцать населенных пунктов Свердловской области не имеют объекты культурного наследия: Городские округа - Асбестовский, Заречный, Староуткинск, Рефтинский, Верхнее Дуброво, Малышевский, Верх-Нейвинский, Бисертский, Волчанский, Ачитский, Тугулымский, Пышминский, Карпинск, Качканар, Ревда, Новоуральск, ГО ЗАТО Свободный, МО пос. Уральский, МР Таборинский.


Помимо объектов культурного наследия, на территории Свердловской области сохранились исторические трассы дорог, к которым относятся водные пути, древние сухопутные дороги из России в Сибирь, старые гужевые тракты, существовавшие в XVIII - XIX веках и первые железные дороги, создававшиеся по единым проектам, с множеством интересных в инженерном и архитектурном отношении зданий и сооружений.


Водные пути - это реки Лозьва, Тавда, Чусовая, Тура, Ница, Исеть, Пышма и много меньших рек бассейна Камы и Тобола, вдоль которых осуществлялись торговые связи, продвигались военные отряды, происходило переселение. Здесь, по берегам рек сосредоточена большая часть археологического наследия и исторических поселений.


Знаменитые дороги, последовательно становившиеся основными путями связи центра России с новыми приобретениями в Сибири:


- дорога второй половины XVI века (главным образом по рекам) через Чердынь (Вишерско-Лозьвинский водно-волоковый путь);


- Чусовская дорога конца XVI века, соединявшая район Причусовья и Зауралья с главной транспортной артерией Горнозаводского Урала р. Камой;


- Бабиновская дорога середины XVII века от Великого Устюга, через Кай-Городок, Соликамск в Верхотурье и далее на Тюмень;


- Великий Сибирский тракт XVIII века, шедший от Казани через Мылмыж, Оханск на Пермь, Кунгур, Екатеринбург и далее также на Тюмень, Тобольск;


- Старый Сибирский тракт XVIII века проходивший через Уфу - Красноуфимск - Нижние Серги - Полевской - Сысерть - Каменск-Уральский - Курган;


- горнозаводской тракт Троицк - Челябинск - Екатеринбург - Нижний Тагил - Североуральск - Лозьвинский городок (Ивдель);


- автодорога Оса - Кунгур - Верхотурье.


Из железных дорог исторически наиболее значимыми являются:


- старая Горнозаводская линия Екатеринбург - Нижний Тагил - Пермь, связавшая горную столицу с Кушвинским заводом и речным портом на р. Каме;