Действующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 N 1000-ПП


Транспортный каркас


Территориальную структуру транспортной системы Свердловской области образуют крупнейшие транспортные узлы и магистральные транспортные коммуникации, формирующие опорную транспортную сеть.


Структура транспортного комплекса Свердловской области включает в себя железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, городской электрический, внутренний водный транспорт и дорожное хозяйство, то есть все возможные виды транспорта, кроме морского, а ее значимость и масштабы определяются особенностями геополитического Транспортный каркас на территории области представлены сочетанием субширотных, субмеридиональных и радиально-кольцевых участков важнейших автомобильных и железных дорог общего пользования.


Главный широтный коридор, являющийся частью формирующегося международного транспортного коридора МТК-2 "Евразия". Его образуют железнодорожные магистрали: Казань - Екатеринбург - Омск, Киров - Пермь - Екатеринбург и автомагистрали (участки автомобильных дорог общего пользования): Москва - Пермь - Екатеринбург, Екатеринбург - Каменск-Уральский - Шадринск - Курган.


Меридиональный коридор имеет региональное значение и представлен железнодорожными линиями: Костанай - Челябинск - Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов - Ивдель - Лабытнанги, Лысьва - Дружинино - Бердяуш, Серов - Алапаевск - Каменск-Уральский - Челябинск, а также автодорогой Челябинск - Екатеринбург - Серов - Ивдель.


В северной части области широтные направления представлены автодорогой Пермь - Чусовой - Нижняя Тура - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут, дополненной в пределах расчетного срока автодорогой Киров - Березники - Краснотурьинск - Ивдель. В перспективе формируется Северный широтный коридор, представленный железной и автомобильной дорогами Архангельск - Сыктывкар - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск.


В настоящее время в системе расселения Свердловской области недостаточно меридиональных и диагональных связей.


Таким образом, транспортный каркас Свердловской области находится в стадии формирования. В ее северных и восточных районах значимые элементы транспортного каркаса отсутствуют, что приводит к существенному перепробегу автомобильного транспорта (муниципалитеты Северного и Восточного управленческих округов), а также приводит к значительной транспортной дискриминации населения в силу невозможности доступа к социально значимым услугам.


Несмотря на отсутствие изолированных элементов транспортного каркаса на территории Свердловской области, можно выделить отсутствие связности (либо отсутствие кратчайшей связи) между значимыми городами и поселками региона:


- Асбест и Екатеринбург;


- Дегтярск и Екатеринбург;


- Туринск и Таборы;


- Восточный и Туринск;


- Артемовский и Восточный.


Основные транспортно-грузовые узлы расположены в городах Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серове, Каменске-Уральском. Юг Свердловской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Омск и далее на Читу).