2.2.2. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений
В целях обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п.
На 01 января 2013 года на территории Свердловской области учтены 539 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в том числе 448 плотин, с образованными ими водохранилищами, 69 накопителей сточных вод, 21 защитная противопаводковая дамба, 1 канал.
Из этого количества ГТС 401 ГТС находились в муниципальной собственности, 124 ГТС - в собственности предприятий и организаций, 7 ГТС - в федеральной собственности, 2 ГТС - в собственности Свердловской области, 2 ГТС в собственности физических лиц, 3 - бесхозяйные.
Из 539 ГТС нормальный уровень безопасности имели 177 ГТС, пониженный уровень безопасности - 298 ГТС, неудовлетворительный уровень безопасности - 54 ГТС, опасный уровень безопасности - 10 ГТС.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации для реализации мероприятий, направленных на охрану водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод, ежегодно выделяются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по капремонту и реконструкции ГТС осуществляется в рамках региональной программы "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2024 года". Средства из федерального бюджета привлекаются в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса РФ до 2020 года".
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение связанных с их авариями чрезвычайных ситуаций представляет собой существенный аспект проблемы национальной безопасности как Российской Федерации, так и Свердловской области.
Одной из основных причин возникновения аварий на гидротехнических сооружениях является их неготовность к пропуску паводковых расходов через водосбросные сооружения, в результате которой вода начинает переливаться через гребень дамбы, что приводит к ее разрушению. Пропуск расходов воды может быть затруднен из-за износа водосбросных сооружений, разрушения их отдельных элементов.
Средний возраст гидротехнических сооружений Свердловской области составляет несколько десятков лет, а некоторые из них построены еще сто лет назад. Безопасность сооружений снижается из-за отсутствия проектной документации по гидроузлам, что мешает оценить их состояние и безопасность, а также из-за невысокого качества эксплуатационного обслуживания.
Ситуация осложняется еще тем, что в 90-е годы прошлого века резко сократилась гидрометеорологическая сеть наблюдений, что значительно снизило достоверность гидрологических прогнозов и затруднило работу по оперативному регулированию водохозяйственных систем.
Значительное влияние на водный объект оказывает состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Поскольку водоохранные зоны обладают очень важными природоохранными функциями, включая функции сохранения биологического разнообразия и поддержания качества воды, нарушения режима их использования (организация и размещение отходов производства и потребления, химических и ядовитых веществ, движение и стоянка транспортных средств и прочее) служат дополнительными источниками антропогенного воздействия.
Кроме того, в области недостаточно организован мониторинг водных объектов, в том числе дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей для внесения сведений в государственный водный реестр и информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации в Свердловской области необходимо создание региональной сети государственного мониторинга водных объектов. Для обоснования планируемых мероприятий, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, необходимо организовать створы наблюдений на ряде водохранилищах, расположенных на территории Свердловской области.
Для решения региональных задач, связанных с гарантированным обеспечением водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития, обеспечением защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, Концепцией федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350) предусмотрено, начиная с 2013 года, предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий региональных водохозяйственных программ по следующим направлениям: