Действующий

О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 14.12.2020 N 581-а



Таблица N 18


Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

1

2

3

V

Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация

отсутствует

1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения.

2. Приведение штатного расписания в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи.

6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

IV

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

4 (Сусанинский район, Кадыйский район, г. Нерехта и Нерехтский район, Кологривский район)

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

III

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Костромской области

5 (Макарьевский, Вохомский район, Павинский район, Октябрьский район, г. Кострома)

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

II

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

11 (г. Буй и Буйский район, Антроповский район, Красносельский район, г. Волгореченск, Островский район, г. Шарья и Шарьинский район, Пыщугский район, г. Галич и Галичский район, г. Нея и Нейский район, г. Мантурово и Мантуровский район, Межевской район)

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%.

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

I

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

2 (Солигаличский район, Парфеньевский район)

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования, в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2025).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для прибывающих медицинских сотрудников.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль Департамента здравоохранения Костромской области программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%.

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности.

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья.

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"


2) управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Костромской области на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


особенности половозрастного состава населения;


уровень и структура заболеваемости населения;


уровень и структура смертности населения;


географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача, нормативов среднегодовой работы койки в круглосуточных стационарах по профилям и т.д.


Нормативы нагрузки определяются на уровне организаций в соответствии с трудовым законодательством на основании типовых отраслевых норм, но с учетом особенностей организации трудовых процессов. Нагрузка на штатную должность обоснована.


Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения (общая потребность 486 человек, из них врачей-онкологов - 27, врачей-оториноларингологов - 17, врачей-педиатров участковых - 34, врачей-терапевтов-участковых - 80, врачей общей практики (семейные врачи) - 3, врачей-инфекционистов - 5, врачей-дерматовенерологов - 18, врачей - акушеров-гинекологов в поликлиниках - 2) и врачей скорой медицинской помощи - 9 человек. Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи онкологи, оториноларингологи, педиатры участковые, терапевты участковые, общей практики (семейные), инфекционисты), а некоторых случаях нагрузка на 1 должность не дотягивает до норматива (акушеры-гинекологи).


Потребность в среднем медицинском персонале составляет 247 специалистов, в частности: акушерки - 4 человека, фельдшеры - 44 человека, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 36 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 21 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 8 человек.