Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
1 | 2 | 3 |
V Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация | отсутствует | 1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения. 2. Приведение штатного расписания в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. 6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
IV Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | 4 (Сусанинский район, Кадыйский район, г. Нерехта и Нерехтский район, Кологривский район) | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
III Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Костромской области | 5 (Макарьевский, Вохомский район, Павинский район, Октябрьский район, г. Кострома) | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом. 3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
II Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | 11 (г. Буй и Буйский район, Антроповский район, Красносельский район, г. Волгореченск, Островский район, г. Шарья и Шарьинский район, Пыщугский район, г. Галич и Галичский район, г. Нея и Нейский район, г. Мантурово и Мантуровский район, Межевской район) | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников. 2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%. 3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов. 7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья. 8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
I Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | 2 (Солигаличский район, Парфеньевский район) | 1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования, в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное). 2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2025). 3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для прибывающих медицинских сотрудников. 4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе). 5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории. 6. Жесткий и постоянный контроль Департамента здравоохранения Костромской области программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров. 7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления. 8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55-60%. 9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности. 10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья. 12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
2) управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Костромской области; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Костромской области на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
особенности половозрастного состава населения;
уровень и структура заболеваемости населения;
уровень и структура смертности населения;
географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача, нормативов среднегодовой работы койки в круглосуточных стационарах по профилям и т.д.
Нормативы нагрузки определяются на уровне организаций в соответствии с трудовым законодательством на основании типовых отраслевых норм, но с учетом особенностей организации трудовых процессов. Нагрузка на штатную должность обоснована.
Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения (общая потребность 486 человек, из них врачей-онкологов - 27, врачей-оториноларингологов - 17, врачей-педиатров участковых - 34, врачей-терапевтов-участковых - 80, врачей общей практики (семейные врачи) - 3, врачей-инфекционистов - 5, врачей-дерматовенерологов - 18, врачей - акушеров-гинекологов в поликлиниках - 2) и врачей скорой медицинской помощи - 9 человек. Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи онкологи, оториноларингологи, педиатры участковые, терапевты участковые, общей практики (семейные), инфекционисты), а некоторых случаях нагрузка на 1 должность не дотягивает до норматива (акушеры-гинекологи).
Потребность в среднем медицинском персонале составляет 247 специалистов, в частности: акушерки - 4 человека, фельдшеры - 44 человека, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 36 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 21 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 8 человек.