4.1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся
Основными целями по данному направлению выступают:
1. Обеспечение объективности проведения оценочных процедур и оценки образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области.
2. Формирование сбалансированной системы диагностики и контроля состояния образования в общеобразовательных организациях Пензенской области, обеспечивающей выявление факторов, влияющих на качество образования.
3. Получение актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области для выявления причин изменения образовательных результатов и принятия эффективных мер по их улучшению.
Обоснование поставленных целей и связанных с ними задач представлено в Приложении 2.
Реализация управленческого цикла по данному направлению позволяет получить объективную информацию о тенденциях и причинах изменения качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Пензенской области и выработать эффективные управленческие решения.
Достижение поставленных целей предполагает необходимость формирования на региональном уровне информационно-аналитической базы для выявления "проблемных зон" в подготовке обучающихся, позволяющей:
- осуществлять анализ результатов региональных и федеральных, а также международных оценочных мероприятий, разрабатывать методические рекомендации по повышению качества подготовки обучающихся;
- проводить анализ результатов социологических исследований и иных контекстных данных по вопросам качества общего образования, разрабатывать практические рекомендации по решению выявленных проблем;
- осуществлять планирование мероприятий и принимать управленческие решения по вопросам повышения качества общего образования на основе аналитической информации;
- проводить анализ эффективности принятых мер и управленческих решений.
В процессе реализации управленческого цикла по данному направлению объектом оценки выступает деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области по освоению образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), а предметом - результаты этой деятельности.
Методологической основой функционирования региональной системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области выступают массовые исследования. Сбор информации осуществляется посредством проведения и анализа результатов следующих оценочных процедур: региональные оценочные процедуры (РОП); независимая оценка качества образования (НОКО); федеральные оценочные процедуры: государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9), государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), всероссийские проверочные работы (ВПР); национальные исследования качества образования (НИКО) и международные сравнительные (сопоставительные) исследования качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS) <7>. В качестве дополнительных методов сбора информации выступают: опрос участников образовательных отношений (руководителей общеобразовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей) и информативно-целевой анализ документов (включая изучение контекстных данных, представленных в статистических отчетах, на официальных сайтах общеобразовательных организаций и др.). Сбор и обработка данных осуществляются с использованием информационных систем.
________________