Действующий

Об утверждении программы потребления сжиженного природного газа в Республике Саха (Якутия) до 2030 года



3.2. Потребление сжиженного природного газа сельскохозяйственной техникой


Одним из основных направлений развития рынка с учетом особенностей нашей республики является сельскохозяйственная отрасль, а именно оптимизация расходов на дорогостоящее топливо путем переоборудования существующей техники на газомоторное топливо.


В сегменте сельскохозяйственной техники наиболее перспективным целевым сегментом для применения газомоторного топлива является парк тракторов.


Переоборудование на газомоторное топливо дизельных двигателей автотракторной техники проводится по следующим вариантам:


1) для работы в газодизельном режиме;


2) конвертация в монотопливные газоискровые двигатели с пониженной по сравнению с дизелями степенью сжатия.


Ввиду ограниченной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) преимущество имеют газодизельные двигатели, которые при необходимости переключаются на дизельный режим.


При гарантированной ежедневной заправке газом с использованием передвижных газовых заправщиков (ПАГЗ) более эффективна конвертация дизелей в монотопливные газовые двигатели при полном замещении дизельного топлива газовым.


В последнее время наметился переход на использование сельскохозяйственной техникой сжиженного природного газа (СПГ). При одинаковой величине одноразовой заправки применение СПГ по сравнению с КПГ обеспечивает следующие преимущества:


3) габаритный объем баков для СПГ в 2,8 - 3,5 раза меньше габаритного объема секций газовых баллонов для КПГ;


4) масса баллонов для КПГ в два (при металлопластиковых баллонах) и в пять раз (при стальных легированных баллонах) больше массы баков СПГ.


Перевод сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо возможно при ремоторизации и установке криогенных бортовых систем хранения топлива. Иными словами, необходима замена существующего двигателя на газовый двигатель.


Единственное техническое решение по исполнению бортовой системы хранения топлива, которое позволит обеспечить необходимое количество моточасов для сельскохозяйственной техники и не повлияет на снижение технических характеристик (снижение грузоподъемности, изменение центра тяжести, увеличение давления на пашню) - применение криогенных бортовых систем хранения топлива. В этом случае количество моточасов без дозаправки составит 10 - 12 часов, что соответствует продолжительности одной рабочей смены.


Для обеспечения сельскохозяйственной техники СПГ в полевых условиях необходимо привлечение криогенных передвижных газовых заправщиков.


В настоящий момент в газифицированных районах республики зарегистрировано 1 710 ед. тракторной техники. Из них 680 тракторов типа МТЗ-82, 993 мини-тракторов и 27 тракторов гусеничного типа (таблица 7).