Показатели Ленского бассейна
Показатель | Единица измерения | Год | ||
2010 | 2015 | 2018 | ||
Речной транспорт | ||||
Пассажирооборот | млн. пасс-км | 19 | 22 | 28 |
Перевозки пассажиров | тыс. чел | 252 | 310 | 262 |
Грузооборот | млн. т-км | 2 672 | 2 484 | 2 161 |
Перевозки грузов | тыс. т | 2 649 | 2 709 | 2 412 |
Основной проблемой предприятий речного транспорта является высокий износ флота (более 75 процентов). Средний возраст судов составляет более 38 лет при нормативе 24 года.
В связи с высоким износом скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта "Метеор", "Полесье" и "Ракета" для работы на социально значимых маршрутах: "Сангар - Жиганск" (расстояние - 771 км), "Якутск - Тикси" (расстояние - 1664 км), "Якутск - Сангар" (расстояние - 347 км) и "Якутск - Олекминск" (расстояние - 627 км), имеется потребность в экранопланах в количестве 3 единиц скоростных судов на перспективный период до 2024 года.
В целях бесперебойного обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне ведется строительство Жатайской судоверфи, где имеется возможность строительства судов, в том числе работающих на СПГ.
В настоящее время в мире полностью на СПГ работают 175 судов, по прогнозам DNV GL к 2050 году доля СПГ, как судового топлива, составит 41 процент. На внутренних водных путях Российской Федерации отсутствуют суда, эксплуатируемые СПГ в качестве топлива, а также речные судовые двигатели, работающие на СПГ и прочее береговое оборудование.
При этом в России имеется опыт разработки и строительства прогулочно-экскурсионного судна проекта 03622 "Чайка" с пассажировместимостью - 176 человек и дальностью плавания по запасам топлива - 400 км, которое строилось в Зеленодольском заводе имени А.М. Горького по заказу государственной транспортной лизинговой компании.
Использование СПГ для морских и речных судов в Российской Федерации сдерживает ряд ограничений:
1) отсутствие береговой инфраструктуры для поставки и хранения СПГ;
2) высокая стоимость переоборудования судовых силовых установок (на действующих судах не предусмотрены места для размещения термоизолированных низкотемпературных емкостей большого объема);
3) необходимость размещения системы хранения СПГ с выделением объемов в корпусе либо на палубе, которые на судах - аналогах занимает полезная нагрузка;
4) нецелесообразность перевода существующего флота в связи с высоким техническим износом судов;
5) высокие требования Правил Российского речного регистра судам, работающим на СПГ.
В связи с этим, в настоящее время СПГ в предприятиях внутреннего водного транспорта Ленского бассейна для судовых энергетических установок не используется.
В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) отрабатываются вопросы по внедрению СПГ на внутреннем водном транспорте республики. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) создана рабочая группа по внедрению СПГ в качестве судового топлива на внутреннем водном транспорте (ВВТ). Определены типовые проекты судов для внедрения СПГ: