Действующий

Об утверждении программы потребления сжиженного природного газа в Республике Саха (Якутия) до 2030 года



Таблица 10


Показатели Ленского бассейна

Показатель

Единица измерения

Год

2010

2015

2018

Речной транспорт

Пассажирооборот

млн. пасс-км

19

22

28

Перевозки пассажиров

тыс. чел

252

310

262

Грузооборот

млн. т-км

2 672

2 484

2 161

Перевозки грузов

тыс. т

2 649

2 709

2 412


Основной проблемой предприятий речного транспорта является высокий износ флота (более 75 процентов). Средний возраст судов составляет более 38 лет при нормативе 24 года.


В связи с высоким износом скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта "Метеор", "Полесье" и "Ракета" для работы на социально значимых маршрутах: "Сангар - Жиганск" (расстояние - 771 км), "Якутск - Тикси" (расстояние - 1664 км), "Якутск - Сангар" (расстояние - 347 км) и "Якутск - Олекминск" (расстояние - 627 км), имеется потребность в экранопланах в количестве 3 единиц скоростных судов на перспективный период до 2024 года.


В целях бесперебойного обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне ведется строительство Жатайской судоверфи, где имеется возможность строительства судов, в том числе работающих на СПГ.


В настоящее время в мире полностью на СПГ работают 175 судов, по прогнозам DNV GL к 2050 году доля СПГ, как судового топлива, составит 41 процент. На внутренних водных путях Российской Федерации отсутствуют суда, эксплуатируемые СПГ в качестве топлива, а также речные судовые двигатели, работающие на СПГ и прочее береговое оборудование.


При этом в России имеется опыт разработки и строительства прогулочно-экскурсионного судна проекта 03622 "Чайка" с пассажировместимостью - 176 человек и дальностью плавания по запасам топлива - 400 км, которое строилось в Зеленодольском заводе имени А.М. Горького по заказу государственной транспортной лизинговой компании.


Использование СПГ для морских и речных судов в Российской Федерации сдерживает ряд ограничений:


1) отсутствие береговой инфраструктуры для поставки и хранения СПГ;


2) высокая стоимость переоборудования судовых силовых установок (на действующих судах не предусмотрены места для размещения термоизолированных низкотемпературных емкостей большого объема);


3) необходимость размещения системы хранения СПГ с выделением объемов в корпусе либо на палубе, которые на судах - аналогах занимает полезная нагрузка;


4) нецелесообразность перевода существующего флота в связи с высоким техническим износом судов;


5) высокие требования Правил Российского речного регистра судам, работающим на СПГ.


В связи с этим, в настоящее время СПГ в предприятиях внутреннего водного транспорта Ленского бассейна для судовых энергетических установок не используется.


В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) отрабатываются вопросы по внедрению СПГ на внутреннем водном транспорте республики. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) создана рабочая группа по внедрению СПГ в качестве судового топлива на внутреннем водном транспорте (ВВТ). Определены типовые проекты судов для внедрения СПГ: