Действующий

Об утверждении программы потребления сжиженного природного газа в Республике Саха (Якутия) до 2030 года



3.5. Потребление сжиженного природного газа крупной техникой на промышленных предприятиях республики


На текущий момент промышленными предприятиями проводится работа по переводу крупнотоннажной техники на СПГ.


Перевод крупнотоннажной техники на СПГ обусловлен целым рядом причин:


1) низкая стоимость газа по сравнению с дизельным топливом;


2) карьерная техника наиболее удобна для "газификации": она эксплуатируется недалеко от места своей дислокации, и одна заправочная станция может обслуживать весь парк самосвалов в отличие от подавляющего большинства транспортных средств, движущихся по дорогам общего пользования, для которых необходимо иметь заправочные станции по всему пути их следования;


3) переход на газ существенно улучшает экологическую ситуацию в обычно сильно загазованных карьерах.


К примеру, на карьерный самосвал БелАЗ-75485 грузоподъемностью 42 тонны, имеющий расход дизельного топлива 320 л в смену, при переводе на газодизельный режим устанавливается криогенный бак емкостью 560 л и массой 130 кг. Бак объемом 560 л способен количество СПГ, позволяющее работать без дозаправки на протяжении около 800 км.


Срок окупаемости затрат на переоборудование карьерного самосвала с дизельного топлива на использование СПГ составит 1 - 1,5 года. С учетом увеличения ресурса работы моторного масла на 30 - 40 процентов экономический эффект будет значительно больше, а срок окупаемости затрат на переоборудование карьерного самосвала с дизельного режима на газодизельный режим - меньше.


Для расчета примерного потенциального объема возьмем, что при нынешнем количестве карьерных самосвалов на промышленных предприятиях республики равной около 1000 ед.: при переводе 250 ед. техники на СПГ объем потенциального потребления СПГ, при учете расхода топлива при 2-сменной работе БелАЗа за год или в течение 300 рабочих дней, при суточном расходе СПГ равной 264 кг, может достичь около 20 000 тонн СПГ в год.


На сегодняшний день такими крупными промышленными предприятиями, как ПАО "Селигдар", АК "АЛРОСА" (ПАО), АО ХК "Якутуголь", ООО "УК "Колмар" рассматривается перевод карьерной техники на СПГ. Также интерес проявляют и другие золото- и угледобывающие компании.