Город Якутск - административный и культурный центр Республики Саха (Якутия), где сосредоточены многочисленные учебные заведения, научно-исследовательские институты, промышленные комплексы, к нему примыкают пригородные сельские хозяйства.
Город Якутск является крупным транспортным распределительным центром. Речное сообщение по р. Лена возможно с конца мая по октябрь месяцы. Широко развита сеть автомобильных дорог федерального и республиканского значения, которые связывают столицу со многими населенными пунктами и улусами республики и обеспечивают выход к железнодорожным магистралям. В зимнее время используются ледовая переправа через р. Лена.
В состав ГО "Город Якутск" входят следующие поселения: г. Якутск, в том числе микрорайоны Марха и Кангалассы, с. Старая Табага, с. Табага, с. Владимировка, с. Хатассы, с. Пригородное, с. Маган, с. Сырдах, с. Тулагино, с. Кильдямцы, с. Капитоновка, а также, земельные участки, выделенные для многодетных семей и по программе "Дальневосточный гектар".
Микрорайон Марха непосредственно примыкает к Якутску с севера, так что его застройка практически сливается с застройкой Якутска. В этом месте расположен аэропорт г. Якутска, принимающий все виды воздушного транспорта.
На юго - востоке к Якутску непосредственно примыкает пос. Пригородный, так что его застройка практически сливается с застройкой города, будучи отделена от него только южной вылетной магистралью - Покровским трактом.
В 25 км к югу от города расположен пос. Табага. Здесь долина р. Лены сужается, проходя между скальными поднятиями рельефа. В этом месте планируется построить мост через Лену, предназначенный для автомобильного и железнодорожного сообщения. Железная дорога до Якутска находится в стадии строительства и ведется от ст. Беркакит Байкало-Амурской Магистрали через пос. Томмот. После перехода через Лену железная дорога будет продолжена на север до пос. Кангалассы, в котором ведутся торфоразработки, и далее, ближе к берегу р. Лены, вернется в город, к грузовому речному порту, в котором будут осуществляться грузоперевалки с железной дороги на речной транспорт и обратно. Возможно также, что дорога будет продолжена также по правому берегу до пос. Нижний Бестях и далее на восток, в направлении Магадана. В западном направлении внешние связи г. Якутска осуществляются по Вилюйскому тракту.
Основные народно-хозяйственные функции г. Якутска определяются его статусом столицы и центра снабжения республики Саха (Якутия). В городе широко представлены республиканские и городские административные функции, высшее и среднее образование, здравоохранение, культура (в том числе - этнографического направления). В состав Якутской Академии наук входит 5 институтов. Кроме них, работают институты Якутского центра Сибирского отделения Российской Академии наук. В Якутске - 3 театра (Якутский драматический им. Ойунского, Русский государственный драматический, Якутский государственный театр оперы и балета), музеи. В городе - 40 промышленных предприятий, но крупное промышленное производство отсутствует. Основные производственные функции - это складское хозяйство, портовое хозяйство, энергетика. Промышленное производство представлено, главным образом, местной промышленностью: мясокомбинат, рыбозавод, кожевенный завод, свинокомплекс, птицефабрика, пищевая промышленность. В последнее время появились предприятия по огранке алмазов и изготовлению ювелирных изделий.
В орографическом отношении район проектируемого строительства расположен в пределах Центрально-Якутской равнины.
В геоморфологическом отношении в окрестностях г. Якутска выделяются два геоморфологических района.
I - денудационная неоген-четвертичная равнина, сформировавшаяся на песчаных породах юры и мела. Ее граница прослеживается по четко выраженному в рельефе уступу левого коренного склона современной долины р. Лены, возвышающемся над днищем долины на 110 - 120 м.
Равнина характеризуется однообразными, часто заболоченными, плоскими междуречьями, расчлененными слабо врезанными долинами с широкими плосковогнутыми днищами, пологими ассиметричными склонами, плавно сливающимися с междуречьями. Процессы солифлюкции формируют пологие склоны долин, обращенные на север и восток. Склоны, обращенные к югу и западу, имеют крутой профиль и поднимаются над днищем долин на высоту 4 - 6 м. На днищах долин широко развиты старично-термокарстовые озера. На пологих склонах междуречий равнины повсеместно развит мелкобугристый рельеф.
II - аккумулятивно-аллювиальная равнина на левобережье р. Лены, в пределах которой выделяются пойма и две надпойменные аллювиальные террасы.
Поверхности террас плоские, слабонаклонные к руслу р. Лены, осложненные многочисленными термокарстовыми котловинами разных размеров и форм старичными озерами и усыхающими протоками.
Строение и рельеф поймы реки Лены довольно сложны. Пойма содержит в себе практически все элементы рельефа - от старичных понижений до прирусловых валов, множество озер, стариц и болот.