В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.01.2021 N 01/210 "Об утверждении дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области на 2021 год" с целью обеспечения системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую методику мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области (далее именуется - методика мониторинга качества дошкольного образования).
2. Управлению общего образования Министерства образования и науки Челябинской области (Тюрина Е.А.) организовать внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования для образовательных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
3. Определить:
1) ответственным за научно-методическое и организационно-аналитическое внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.);
2) ответственным за информационно-технологическое внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.).
4. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.):
1) в срок до 1 июня 2021 года подготовить дорожную карту научно-методического и организационно-аналитического сопровождения внедрения методики мониторинга качества дошкольного образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
2) обеспечить научно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение внедрения методики мониторинга качества дошкольного образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
3) осуществлять в соответствии с утвержденной методикой мониторинга качества дошкольного образования анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области.
5. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.):
1) в срок до 1 июля 2021 года разработать информационный ресурс для проведения мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области;
2) в срок до 1 августа 2021 года провести региональный мониторинг качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области с предоставлением данных для проведения анализа результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, областным государственным образовательным организациям, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области, реализующим образовательные программы дошкольного образования, обеспечить:
1) внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
2) применение методики мониторинга качества дошкольного образования в рамках муниципальных механизмов управления качеством образования.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Коузову Е.А.
Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ
Методика мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
Проблема оценки качества дошкольного образования является одним из основных инновационных трендов развития единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Отбор содержания и процедур оценки качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также положениями, представленными в Концепции региональной (обновленной) системы оценки качества образования (Челябинская область), являющейся нормативным и методологическим основанием оценки качества образования Челябинской области в целом и дошкольного образования, как ее подсистемы.
Стратегическая цель системы оценки качества общего образования Челябинской области - получение и доведение до всех участников образовательных отношений достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования (в том числе о факторах и причинах, влияющих на его уровень) для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области, описание единых стратегических и тактических подходов для обеспечения и (или) совершенствования качества дошкольного образования в Челябинской области.
Данная цель в полной мере отражена в целевой установке, закрепленной государственной программой Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области".
Конкретизация и технологизация стратегической цели системы оценки качества общего образования Челябинской области применительно к системе дошкольного образования осуществлена в данной методике в соответствии с критериями и показателями оценки системы мониторинга качества дошкольного образования федерального мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования (уровни субъектов РФ и муниципальных образований субъектов РФ).
Систематизация оценки качества дошкольного образования в контексте ЕСОКО и региональной системы оценки качества образования (РСОКО), определение структуры, содержания и технологии мониторинга результативности такой системы, определение вариантов управленческих решений - основное целевое назначение данной методики системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Концепция РСОКО рассматривается в ней как нормативное и методологическое основание оценки качества дошкольного образования Челябинской области, а методики федеральных мониторингов эффективности механизмов управления качеством образования - ее организационной и содержательной основами.
Таким образом, обоснованной является структура методики системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области, отражающая через содержательные разделы единство всех этапов управленческого цикла: общая характеристика системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области; ее цели; показатели, методы сбора и обработки информации; мониторинг показателей и единство подходов к осуществлению мониторинга показателей качества дошкольного образования; описание мониторинга показателей качества дошкольного образования (оценка качества образовательных программ дошкольного образования, оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, оценка качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях, оценка качества реализации адаптированных основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях, оценка качества взаимодействия с семьей, оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу, оценка качества управления дошкольной образовательной организацией); анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования и адресные рекомендации по результатам анализа; направленность управленческих решений по результатам мониторинга и анализ эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Неотъемлемой частью методики является также приложение - карта критериев и параметров мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области, содержание которой будет положено в основу модуля "Мониторинг ФГОС дошкольного образования" региональной информационной системы "Мониторинг ФГОС".
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1).
Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования. При этом важно понимание, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вывел образовательные результаты обучающихся дошкольных образовательных организаций за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил требования к системе дошкольного образования по реализации качественных образовательных программ дошкольного образования, по обеспечению качественных образовательных условий и качества образовательного процесса, что в совокупности позволит каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Для реализации всех федеральных требований к качеству дошкольного образования необходима его оценка (внутренняя - со стороны образовательных организаций дошкольного образования и внешняя - на уровнях муниципальном (учредительском), региональном, федеральном). Интеграция такой оценки делает целесообразной формирование и осуществление региональной системы мониторинга качества дошкольного образования.
Целью системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области является обеспечение контроля и оценки выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и других федеральных требований к качеству дошкольного образования в образовательных организациях Челябинской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по полномочиям дошкольного образования. По результатам процедур контроля и оценки качества дошкольного образования формируется (в том числе в динамике) объективная информационная основа реализации аналитических и управленческих мероприятий, обеспечивающих управление качеством дошкольного образования на всех уровнях системы образования Челябинской области (региональном - развитие в рамках развития РСОКО, муниципальном - в рамках муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), институциональном - в рамках внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО).
Система мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области направлена на решение задач, оценки:
обеспечить оценку соответствия реализуемых образовательных программ дошкольного образования требованиям, в том числе адаптированных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях;
обеспечить оценку качества образовательной деятельности через достижение планируемых результатов социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического, познавательного развития;
осуществить оценку качества образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
осуществить оценку качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
провести оценку обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
оценить качество управления дошкольной образовательной организацией.
Цели и задачи системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области относятся к целевому компоненту РСОКО и соотносятся с ее результативным компонентом.
Методика определяет, что отбор содержания и процедур оценки качества дошкольного образования в рамках системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также соответствует подходам содержательного и процессуального компонентов региональной системы оценки качества образования (Концепция (обновленная) системы оценки качества образования (Челябинская область)).
Показатели, методы сбора и обработки информации в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области выступают процедурной частью региональной системы оценки качества образования в целом и системы оценки качества дошкольного образования, в частности.
В контексте федеральной методики оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления система мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области включает в себя оценку заявленных показателей федерального мониторинга:
качество образовательных программ дошкольного образования;
качество образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие);
качество образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
качество адаптированных основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях;