Модель построения, развития и управления городом | Частные цели построения, развития и управления модели | Основные особенности модели | Ограничения и барьеры для построения, развития и управления модели |
"Постиндустриальный (сервисный) город" | Доминирование и опережающее развитие сферы услуг в отраслевой структуре экономики города, превалирование работников сферы умственного труда | Качество жизни населения (широкий спектр качественных услуг), знания, технологические и сервисные инновации | Консерватизм и сопротивление со стороны работников промышленности с устаревшими знаниями и навыками |
"Комфортный город" | Акцент на комфортабельность (наличие различных удобств) для разных социальных групп и продвижение города для внешних целевых аудиторий | Материальные и нематериальные удобства, обеспечивающие привлекательность города для жизни, туризма и бизнеса | Сложность выбора приоритетных социальных групп, неоднозначность влияния различных удобств на развитие городов |
"Компактный город" | Полицентричная структура города, обеспечивающая локальное удовлетворение большинства потребностей населения | "Шаговая доступность" основных объектов инфраструктуры, комфортность городской среды, общественный и велотранспорт | Невозможность системного внедрения модели (сохранение роли автотранспорта ввиду значительных расстояний в крупнейших городах) |
"Устойчивый город" или "Зеленый город" | Долгосрочная ориентация на устойчивое развитие экологической инфраструктуры и "зеленый" брендинг города | Развитие "зеленой" инфраструктуры, приоритетность экологической стратегии | Сопротивление со стороны промышленного лобби, отсутствие экологической культуры у населения |
"Обучающийся город" | Развитие на основе приоритетного характера науки, образования и инновационного бизнеса | Системная роль обучения в течение всей жизни, развитие технологического и социального предпринимательства | Ограниченность сведения науки к прикладным исследованиям, а образования - к подготовке кадров для предприятий |
"Креативный город" | Развитие города как центра креативных и культурных индустрий | Поддержка креативных социальных групп, усиление толерантности и формирование креативной инфраструктуры | Жесткая конкуренция со стороны зарубежных креативных городов |
"Умный город" | Внедрение систем сбора и обработки больших объемов данных для повышения эффективности управления городом | Управление, основанное на данных | Обеспечение информационной безопасности и защита персональных данных и иной информации ограниченного доступа |
"Безопасный город" | Повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности правоохранительных органов и иных уполномоченных органов и организаций | Обеспечение мониторинга, прогнозирование, предупреждение и ликвидация возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений | Сложность интеграции управления действиями информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских и иных служб для оперативного взаимодействия в интересах публично-правового образования |
"Социальный город" или "Открытый город" | Усиление взаимодействия горожан и их участия в позитивном изменении своих городов посредством информационных технологий. Вовлечение горожан в процесс принятия городских решений и повышение уровня доверия к власти | Городской портал, мобильные приложения, социальные медиа и сети. Обеспечение электронного голосования по общегородским вопросам и обсуждение инициатив | Риск исключения отдельных категорий граждан из участия в управлении городом из-за недоступности цифровых сервисов для них по разным причинам |
"Бережливый умный город" | Повышение эффективности городского управления и распределения городских ресурсов по принципам бережливости. Новое качество жизни людей за счет применения инновационных технологий и системного подхода к решению городских вопросов и предоставлению услуг | Цифровизация процессов управления с целью сокращения времени и затрачиваемых ресурсов на их реализацию. Цифровые сервисы для обеспечения жизнедеятельности города и повышения качества жизни горожан | Значительное количество процессов городского управления |
Развитие российского общества и отечественной экономики учитывает мировой опыт и выделяет одним из приоритетных направлений цифровую трансформацию страны. С этой целью принимаются национальные и региональные программы развития, разрабатываются способы для эффективного продвижения новых технологий в те области, которые обладают конкурентоспособным потенциалом, и дают возможность структурной перестройки как экономики, так и всего общества в целом.
Президент страны Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию еще в 2016 году определил цифровую экономику как экономику нового технологического поколения, а в 2017 году на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума обозначил ключевые направления, которые важно развивать нашей стране, чтобы иметь преимущество в рамках цифровой экономики, что было закреплено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года N 2032.
В Стратегии развития информационного общества РФ на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203, сформулировано определение цифровой экономики - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, а обработка больших объемов этих данных и использование результатов их анализа позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи и доставки товаров и услуг по сравнению с традиционными формами хозяйствования.
В 2017 году в России была утверждена национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р, которая воплощается через шесть федеральных проектов, утвержденных протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 N 9:
- "Нормативное регулирование цифровой среды";
- "Кадры для цифровой экономики";
- "Информационная инфраструктура";
- "Информационная безопасность";
- "Цифровые технологии";
- "Цифровое государственное управление".
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 N 2129-р утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года.
В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с 2019 года действуют дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий в Российской Федерации, разработанные передовыми научно-исследовательскими организациями:
- "Квантовые технологии";