Действующий

Об утверждении концепции цифровой трансформации муниципалитета на период до 2030 года (с изменениями на 15 ноября 2021 года)



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Модель построения, развития и управления городом

Частные цели построения, развития и управления модели

Основные особенности модели

Ограничения и барьеры для построения, развития и управления модели

"Постиндустриальный (сервисный) город"

Доминирование и опережающее развитие сферы услуг в отраслевой структуре экономики города, превалирование работников сферы умственного труда

Качество жизни населения (широкий спектр качественных услуг), знания, технологические и сервисные инновации

Консерватизм и сопротивление со стороны работников промышленности с устаревшими знаниями и навыками

"Комфортный город"

Акцент на комфортабельность (наличие различных удобств) для разных социальных групп и продвижение города для внешних целевых аудиторий

Материальные и нематериальные удобства, обеспечивающие привлекательность города для жизни, туризма и бизнеса

Сложность выбора приоритетных социальных групп, неоднозначность влияния различных удобств на развитие городов

"Компактный город"

Полицентричная структура города, обеспечивающая локальное удовлетворение большинства потребностей населения

"Шаговая доступность" основных объектов инфраструктуры, комфортность городской среды, общественный и велотранспорт

Невозможность системного внедрения модели (сохранение роли автотранспорта ввиду значительных расстояний в крупнейших городах)

"Устойчивый город" или "Зеленый город"

Долгосрочная ориентация на устойчивое развитие экологической инфраструктуры и "зеленый" брендинг города

Развитие "зеленой" инфраструктуры, приоритетность экологической стратегии

Сопротивление со стороны промышленного лобби, отсутствие экологической культуры у населения

"Обучающийся город"

Развитие на основе приоритетного характера науки, образования и инновационного бизнеса

Системная роль обучения в течение всей жизни, развитие технологического и социального предпринимательства

Ограниченность сведения науки к прикладным исследованиям, а образования - к подготовке кадров для предприятий

"Креативный город"

Развитие города как центра креативных и культурных индустрий

Поддержка креативных социальных групп, усиление толерантности и формирование креативной инфраструктуры

Жесткая конкуренция со стороны зарубежных креативных городов

"Умный город"

Внедрение систем сбора и обработки больших объемов данных для повышения эффективности управления городом

Управление, основанное на данных

Обеспечение информационной безопасности и защита персональных данных и иной информации ограниченного доступа

"Безопасный город"

Повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности правоохранительных органов и иных уполномоченных органов и организаций

Обеспечение мониторинга, прогнозирование, предупреждение и ликвидация возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений

Сложность интеграции управления действиями информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских и иных служб для оперативного взаимодействия в интересах публично-правового образования

"Социальный город" или "Открытый город"

Усиление взаимодействия горожан и их участия в позитивном изменении своих городов посредством информационных технологий.

Вовлечение горожан в процесс принятия городских решений и повышение уровня доверия к власти

Городской портал, мобильные приложения, социальные медиа и сети.

Обеспечение электронного голосования по общегородским вопросам и обсуждение инициатив

Риск исключения отдельных категорий граждан из участия в управлении городом из-за недоступности цифровых сервисов для них по разным причинам

"Бережливый умный город"

Повышение эффективности городского управления и распределения городских ресурсов по принципам бережливости.

Новое качество жизни людей за счет применения инновационных технологий и системного подхода к решению городских вопросов и предоставлению услуг

Цифровизация процессов управления с целью сокращения времени и затрачиваемых ресурсов на их реализацию.

Цифровые сервисы для обеспечения жизнедеятельности города и повышения качества жизни горожан

Значительное количество процессов городского управления


Развитие российского общества и отечественной экономики учитывает мировой опыт и выделяет одним из приоритетных направлений цифровую трансформацию страны. С этой целью принимаются национальные и региональные программы развития, разрабатываются способы для эффективного продвижения новых технологий в те области, которые обладают конкурентоспособным потенциалом, и дают возможность структурной перестройки как экономики, так и всего общества в целом.


Президент страны Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию еще в 2016 году определил цифровую экономику как экономику нового технологического поколения, а в 2017 году на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума обозначил ключевые направления, которые важно развивать нашей стране, чтобы иметь преимущество в рамках цифровой экономики, что было закреплено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года N 2032.


В Стратегии развития информационного общества РФ на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203, сформулировано определение цифровой экономики - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, а обработка больших объемов этих данных и использование результатов их анализа позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи и доставки товаров и услуг по сравнению с традиционными формами хозяйствования.


В 2017 году в России была утверждена национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р, которая воплощается через шесть федеральных проектов, утвержденных протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 N 9:


- "Нормативное регулирование цифровой среды";


- "Кадры для цифровой экономики";


- "Информационная инфраструктура";


- "Информационная безопасность";


- "Цифровые технологии";


- "Цифровое государственное управление".


Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 N 2129-р утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года.


В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с 2019 года действуют дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий в Российской Федерации, разработанные передовыми научно-исследовательскими организациями:


- "Квантовые технологии";