ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июля 2021 года N 377-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование"



В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры":


Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" следующие изменения:


1. Пункт 1 после подпункта 1.22 дополнить подпунктами 1.23, 1.24 следующего содержания:


"1.23. Концепцию создания и функционирования центра опережающей профессиональной подготовки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 23).


1.24. Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 24).".


2. После приложения 22 дополнить приложениями 23, 24 следующего содержания:



"Приложение 23
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)


Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ДАЛЕЕ - ЦОПП) В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ



Правовой основой организации деятельности ЦОПП по отраслевому признаку на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года", поручения Президента Российской Федерации по итогам поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 года N Пр-580, нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - регион, автономный округ), распоряжение Правительства автономного округа от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".


Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия - 2030), выделены 8 территориально-отраслевых кластеров долгосрочного развития диверсифицированной модели экономики автономного округа: горнопромышленный, лесопромышленный, нефтегазодобывающий, научно-инновационный нефтегазоперерабатывающий, туристско-рекреационный, медицинский и агропромышленный.


В этой связи сфера образования автономного округа в перспективе должна работать на инновационное развитие региона. Для этого потребуется отработать модели интеграции общего и профессионального образования для построения современных образовательных маршрутов с учетом специфики отрасли и особенностей политики конкретных предприятий.


Для совместной работы с предприятиями и организациями нефтегазовой отрасли необходима комплексная разработка и применение технологий, способствующих повышению нефтеотдачи (коэффициента извлечения нефти - КИН), которые обеспечат стабилизацию уровней добычи нефти по старым месторождениям, тем самым не позволит дальнейшее снижение уровня добычи нефти в целом по региону. Текущий достигнутый КИН по региону составляет 0,215. Для приближения к среднемировому (от 30 до 60%) показателю КИН или среднероссийскому (30 - 40%) на территории автономного округа необходимо дополнительное экономическое стимулирование развития новых технологий повышения нефтеотдачи. У российских нефтяных и сервисных компаний недостаточно опыта по внедрению новых технологий добычи остаточной нефти на старых месторождениях, а также трудноизвлекаемой нефти. Иностранные технологии довольно затратные и не всегда эффективны применительно к нашим горно-геологическим условиям.


В автономном округе работают все (за исключением ОАО "Татнефть") вертикально-интегрированные нефтяные компании России: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Славнефть", ОАО "НК "Русснефть", ОАО "НК "Башнефть". Их стратегическими целями является решение задач по повышению нефтеотдачи пластов, поиску эффективных новых методов добычи нефти, в том числе из сложно-построенных залежей, добычи "тяжелой" нефти.


Приоритетность отраслей по видам экономической деятельности позволяет определить прогноз кадровой потребности региона в перспективе.


Основные цели региональной политики на рынке труда ориентированы на:


сохранение стабильной ситуации на рынке труда и предотвращение роста безработицы;


повышение уровня занятости в сфере услуг;


развитие гибких форм занятости;


развитие малого предпринимательства (включая микропредпринимательство) и самозанятости;


сокращение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;


снижение уровня безработицы среди низкоконкурентных групп населения, в первую очередь среди молодежи;


снижение уровня дифференциации между локальными (внутри округа) рынками труда;


эффективное использование потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность;


интеграция в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием по видам экономической деятельности в регионе свидетельствует, что наибольшая кадровая потребность наблюдается по отрасли "добыча полезных ископаемых", и представлен в таблице 1.



Таблица 1

N п/п

Виды экономической деятельности

Прогноз потребности в кадрах со средним профессиональным образованием (чел.)

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Добыча полезных ископаемых

4599

4460

4698

4782

4801

2.

Обрабатывающее производство

865

807

832

855

870

3.

Распределение газа и воды

957

889

918

936

942

4.

Образование

938

926

885

864

872

5.

Здравоохранение

2500

2480

2424

2462

2471

6.

Гос. управление

1006

890

870

840

832

7.

Финансовая деятельность

184

172

170

178

180

8.

Операции с недвижимым имуществом

788

768

770

772

782

9.

Гостиницы и рестораны

46

41

41

41

38

10.

Прочие коммунальные услуги

214

219

229

234

346

11.

Строительство

1097

1121

1117

1138

1151

12.

Транспорт и связь

1947

1765

1752

1748

1755

13.

Торговля

764

760

763

761

752

14.

Сельское и рыбное хозяйство

34

32

32

31

27


Ряд основных задач отрасли образования:


создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;


приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.


Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.


Основным документом стратегического планирования в сфере образования в регионе является государственная программа автономного округа "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 338-п (далее - государственная программа).


В структуре государственной программы отдельным блоком выделена проектная часть, содержащая информацию о портфеле проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов:


портфель проектов "Образование": региональный проект "Современная школа", региональный проект "Успех каждого ребенка", региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей", региональный проект "Цифровая образовательная среда", региональный проект "Учитель будущего", региональный проект "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)", региональный проект "Социальная активность";


портфель проектов "Демография": региональный проект "Содействие занятости".


Профессиональная подготовка кадров для обеспечения экономики автономного округа в рабочих кадрах и специалистах среднего звена осуществляется в 29 образовательных организациях (из них: 23 профессиональные образовательные организации, 2 образовательные организации высшего образования, 4 филиала).


Подготовка ведется по 107 специальностям и профессиям среднего профессионального образования для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.


Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций составляет 1 640 чел. (в том числе преподавателей - 1 320, мастеров производственного обучения - 320).


Кроме того, в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования задействовано преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) 242.


Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях составляет 38,5% (показатель по России - 33,2%). Средний возраст педагогических работников - 44,2 года (показатель по России - 46,6).


В профессиональных образовательных организациях автономного округа обучаются более 45 000 человек.


Потребность в создании отраслевого ЦОПП на территории автономного округа определяется следующими проблемами:


высокая скорость изменения технологий во всех сферах деятельности, цифровая трансформация;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»