Действующий

Об утверждении региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями" (с изменениями на 8 декабря 2021 года)



1.6. Выводы


Анализ основных показателей онкологической службы Республики Калмыкия свидетельствует о том, что несмотря на относительно невысокие показатели заболеваемости, запоздалое обращение за медицинской помощью, низкий уровень активного выявления ЗНО, отсутствие должной диспансеризации предраковых заболеваний являются основными причинами неудовлетворительного суммирующего онкологического статистического показателя региона: в республике сохраняется высокий удельный вес выявления ЗНО на поздних стадиях и, как следствие, рост смертности от ЗНО.


Очевидным является и то, что действующие индикаторы оценки качества функционирования онкологической службы, такие, как распространенность ЗНО, заболеваемость, одногодичная летальность, отражают, в основном, недостатки не госпитального этапа, а, в большей мере, недостатки организации выявления, профилактики ЗНО и различных видов медицинских осмотров.


Таким образом, профилактика и своевременное выявление ЗНО - резерв онкологической службы по снижению смертности от ЗНО, приоритетное направление для проведения мероприятий регионального проекта.


Ключевую группу риска развития ЗНО среди населения составляют лица старше трудоспособного возраста, несвоевременно обратившиеся за медицинской помощью. Медико-социологические опросы выявили низкий уровень медицинской активности населения, отсутствие достаточной мотивации на правильный образ жизни, укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Поэтому организационные формы профилактических мероприятий во многом должны быть определены, ориентируясь на данную ключевую группу:


- активное привлечение к регулярному прохождению всех видов медицинских профилактических осмотров (диспансеризации) для раннего выявления ЗНО (концепция информационной программы для населения; социальная реклама, циклы ТВ-программ на регулярной основе, публикации в средствах массовой информации на регулярной основе);


- постоянно действующее позитивное информационное пространство.


К решению обозначенных выше задач должна быть активно привлечена не только онкологическая, но и общая лечебная служба, первичное звено здравоохранения. К их компетенции относятся пропаганда здорового образа жизни, скрининг, диспансерное наблюдение, медицинские осмотры. Отдельного внимания заслуживает организация профилактических осмотров, которые позволяют добиться активного выявления ЗНО, в первую очередь, на ранних стадиях. Изучение показателя активного выявления ЗНО при профилактических осмотрах показало достаточно низкую активную выявляемость на протяжении ряда лет. Медико-социологическое исследования среди врачей общей лечебной сети с целью изучения профессиональной подготовки в вопросах диагностики онкозаболеваний показали, что все еще значительная часть врачей муниципальных учреждений здравоохранения имеют недостаточный уровень знаний по семиотике ЗНО, онкологическая настороженность отсутствует. Повышение знаний врачей первичного звена, экономическое стимулирование медработников в рамках эффективных контрактов при активном выявлении ЗНО на ранних стадиях, усиление контроля за сроками и завершенностью обследований при подозрении на ЗНО, охват анкетами онкоскрининга до 100 процентов подлежащего профилактическому медицинскому осмотру населения - следующий резерв онкологической службы по увеличению выявляемости ЗНО на ранних стадиях.


Помимо реализации мероприятий по раннему выявлению ЗНО, с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой онкологическим больным, необходимо проведение мероприятий, направленных на:


- повышение доступности специализированной помощи для жителей сельской местности за счет организации пансионатов при многопрофильных медицинских организациях и онкологическом диспансере;


- организация транспортной доступности для сельского населения;


- расширение технологического парка оборудования онкологической службы для обеспечения высокой пропускной способности пациентов, нуждающихся в специализированном лечении и обследовании;


- обеспечение подготовки молодых кадров для обеспечения специализированной медицинской помощи при онкологических заболеваниях, по специальностям "онкология", "радиотерапия", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "эндоскопическая диагностика", "патологическая анатомия", "реанимация и анестезиология" в целевой клинической ординатуре, циклах профессиональной подготовки, целевая подготовка среднего медицинского персонала;


- расширение возможностей для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках территориальной программы госгарантий;


- активное внедрение в работу онкологического диспансера наиболее эффективных и инновационных методов ведения онкологических больных, разрабатываемых общественными онкологическими организациями, и размещаемых на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в разделе "Электронный рубрикатор клинических рекомендаций" путем формирования чек-листов по оценке деятельности отдельных врачей, подразделений и организаций в целом в рамках внутреннего и ведомственного контроля качества оказания медицинской помощи;