Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.8. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития автономного округа


Реализация ключевых мероприятий Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года (далее - Стратегия 2020 г.) позволила добиться существенных результатов. Регионом выполнено 9 из 12 целевых показателей, 3 показателя не достигли запланированного уровня по внешним и объективным причинам:


согласно последним оценкам автономному округу не удалось достичь целевых значений, установленных на 2020 г., по коэффициентам естественного прироста и рождаемости (план на 2020 г. - 11,3 и 16,5 соответственно). Несмотря на это, автономный округ остается одним из четырнадцати субъектов Российской Федерации, где ситуация с естественным приростом остается стабильной и наблюдается положительная динамика;


вследствие того, что в период реализации Стратегии 2020 г., экономика автономного округа развивалась в условиях нестабильной ситуации в мировой и российской экономиках, а также в условиях введенных ограничительных мер в отношении Российской Федерации, не удалось нарастить объем привлекаемых инвестиций по отношению к 2011 г. до целевого значения (87% от целевого значения). Однако следует отметить, что в номинальном исчислении объем инвестиций в основной капитал увеличился почти в 2 раза относительно 2011 г.


Остальные целевые показатели были успешно выполнены автономным округом.


Системная работа в экономической и социальной сферах позволила обеспечить рост среднегодовой численности населения до планируемых значений (543,1 тыс. чел.).


Значимым результатом реализации Стратегии 2020 г. является увеличение на 1,7 года продолжительности жизни населения, которое к 2020 г. составляет 71,9 года (2011 г. - 70,2). В целом продолжительность жизни населения в автономном округе остается выше, чем в среднем по России - 71,5 года.


Вышеуказанные обстоятельства оказали несущественное влияние на объем внутреннего регионального продукта региона. Так, целевое значение, установленное на уровне 2,5 трлн руб., было достигнуто уже в 2019 г., что, в свою очередь, способствовало закреплению региона в числе лидеров по показателю произведенного ВРП на душу населения, а также достижению установленного значения в 2011 г.


До 2019 г. ежегодный рост ВРП в сопоставимых ценах находился выше целевого значения - 103,3%. Однако введенные ограничения по всему миру из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не позволили обеспечить в 2020 г. темп роста в заданных значениях.


Реализация на территории Ямала масштабных инвестиционных проектов позволяет сохранять высокий процент численности занятых в экономике автономного округа (78%) от численности населения (Россия - 51,2%), а также обеспечить выполнение целевого значения (численность занятых в экономике, установленная на уровне 388,7 тыс. чел.).


Ограничительные меры из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 г. нанесли значительный урон рынку труда автономного округа. Но введенные меры по поддержке бизнеса и населения в период ограничений в регионе позволили удержать безработицу в рамках заданного целевого значения.


За счет активной политики по снижению уровня бедности региону удалось обеспечить ежегодный рост реальных денежных доходов в сравнении с 2011 г. (104,3%) и значительно снизить долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 г. до 5,3% (Стратегия 2020 г. - 7,8%).


В целом результаты реализации Стратегии 2020 г. указывают на стабильную социальную и экономическую ситуацию в регионе и позитивно характеризуют динамику развития автономного округа.