Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.2.7. Туризм


Текущая ситуация. Несмотря на то, что прямой вклад туризма (без учета косвенных и индуцированных эффектов) в экономику автономного округа незначителен, оценивается на уровне 0,03% ВРП, туристская отрасль имеет большой потенциал развития и является важным мультипликатором для развития смежных отраслей, в том числе занятости КМНС.


В последнее десятилетие в регионе отмечается увеличение туристского потока, в основном за счет роста делового туризма (около 80% от общего турпотока). С 2015 г. турпоток увеличился на 94% и в 2019 г. достиг 176,5 тыс. чел. в год. Основными точками притяжения туристов являются: г. Салехард, Приуральский район и г. Новый Уренгой. Для туристов потенциально представляют интерес природно-культурные ресурсы (Полярный Урал), арктическая специфика, этнос, событийные мероприятия с региональной идентичностью (День оленевода, гастрономический фестиваль - конкурс "Ямальская строганина").


Популярным направлением въездного и внутреннего туризма остается этнографический туризм. В настоящее время 20 общин на регулярной основе осуществляют прием туристов в стойбищах. Ежегодное событийное мероприятие День оленевода, проходящее в разных городах и поселках автономного округа, собирает более 40 тыс. чел.


Экотуризм развивается в основном на Полярном Урале и ориентирован как на въездной, так и на внутрирегиональный туризм. Привлекательности Полярного Урала способствуют: доступность территории - от аэропорта г. Салехарда до подножия гор на автомобиле можно доехать всего за 2 часа; разнообразие возможностей (экотуризм, сплавы, рыбалка, трекинговые маршруты); уникальные природные объекты (озера Большое Щучье и Хадата-Юган-Лор, Нефритовая долина, ледники, крайняя восточная континентальная точка Европы).


Региональный туризм представлен преимущественно самоорганизованными туристами. Данное направление обладает наиболее существенным потенциалом благодаря длительному отпускному периоду местных жителей (два и более месяца в году), высоким доходам граждан и слабо развитой индустрии развлечений, что формирует устойчивый платежеспособный спрос. Особое внимание необходимо уделить организации досуга населения посредством формирования кратковременных экскурсионных программ, туров выходного дня и проведения событийных мероприятий. В перспективе развитие регионального туризма как инструмента повышения качества жизни местного населения будет способствовать увеличению срока проживания на территории автономного округа.


Вместе с тем существующая инфраструктура во многом не соответствует запросам современных туристов.


Факторы развития:


относительная близость к крупным агломерациям; выгодное территориальное расположение региона по отношению к европейской части России - 2 часа разница во времени, трехчасовой перелет из г. Москвы;


привлекательность территории (Полярный Урал, Арктика, этнография);


преобладание делового туризма главным образом в г. Салехард и г. Новый Уренгой;


слабая известность на туристическом рынке;


низкое качество и недостаточная развитость туристской инфраструктуры;


дефицит и низкая квалификация специалистов в туристической отрасли;


длительность отпусков жителей региона, неразвитая индустрия развлечений;