Текущая ситуация. Работа контрольных (надзорных) органов - существенный фактор формирования комфортных условий ведения бизнеса. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий остается одной из наиболее чувствительных и напряженных сфер взаимодействия бизнеса и власти.
В автономном округе осуществляются 22 вида регионального государственного контроля (надзора) и 9 видов муниципального контроля. С 2017 г. реализуется целевая модель по направлению "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации". Утверждена и успешно реализуется соответствующая "дорожная карта" по направлению "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в автономном округе" (за период 2018 - 2020 гг. все показатели выполнены на 100%).
Приняты положения по всем видам регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, административные регламенты исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. На официальных сайтах органов контроля в сети "Интернет" для каждого вида регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Приняты ключевые показатели результативности и эффективности по всем видам регионального (государственного) контроля (надзора). Используется типовое информационное решение для автоматизации контрольно-надзорной деятельности, ведения учета подконтрольных субъектов (объектов), межведомственного информационного взаимодействия.
Большая часть контрольных (надзорных) органов по региональному государственному контролю (надзору) осуществляет свою деятельность с применением риск-ориентированного подхода (планирование и проведение проверок в зависимости от риска причинения вреда охраняемым законом ценностям), а отдельные категории бизнеса полностью освобождены от плановых проверок, что позволяет снизить нагрузку на подконтрольные субъекты.
В июле 2020 г. принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). В автономном округе утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по реализации положений Федерального закона N 248-ФЗ, включающий:
утверждение положений о видах регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении всех видов контрольно-надзорной деятельности;
утверждение ключевых показателей по каждому виду регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их целевых значений, а также индикативных показателей;
утверждение перечня индикаторов риска по виду регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечение интеграции ведомственных информационных систем и Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий (ЕРКНМ), получение доступа к личному кабинету в Едином реестре видов контроля (ЕРВК), внедрение электронного документооборота в части взаимоотношений контрольных надзорных органов и подконтрольных субъектов;
утверждение программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
предоставление на согласование в органы прокуратуры плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год;
внедрение альтернативных государственному контролю и надзору способов защиты охраняемых законом ценностей;
внедрение контроля без взаимодействия с контролируемыми лицами.