Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.2.9. Потребительский рынок


Текущая ситуация. Потребительская сфера ЯНАО (торговля и сфера персональных услуг) обеспечивает население доступом к товарам и услугам на всей территории автономного округа. На фоне узкоспециализированного профиля региональной экономики, ориентированного на развитие ТЭК, сегмент потребления занимает незначительную долю в ВРП (около 2%), при этом обеспечивая занятость около 10% занятого населения.


Последнее десятилетие потребительский рынок характеризуется растущей динамикой, с 2018 г. его объемы превышают 200 млрд руб. в год.


Дифференциация плотности размещения населения и базовой инфраструктуры потребления на территории автономного округа обусловила формирование локальных центров потребления. Более 60% всего потребления приходится на долю трех городов: Салехард, Новый Уренгой и Ноябрьск, стягивающих потребителей из ближайших населенных пунктов.


Структура потребительского рынка автономного округа во многом совпадает с российской, в которой преобладает сегмент розничной торговли (около 70%) при незначительной доле услуг и общественного питания (30%).


Тенденцией последних лет стало наращивание доли сетевого ритейла в розничном товарообороте, сегодня более трети товарооборота обеспечивается деятельностью торговых сетей. При этом до сих пор существует проблема узкого ассортимента продукции, а для отдаленных населенных пунктов - ее качества.


В сфере общественного питания преобладает сегмент предприятий общепита, который зачастую не отвечает современным запросам населения.


Объем платных услуг на душу населения превышает среднероссийский уровень, что обусловлено высокой долей коммунальных и транспортных услуг в структуре потребления (длительный отопительный сезон и высокий уровень подвижности населения).


Особенностью регионального сектора платных услуг является слабое развитие видов услуг, которые традиционно относятся к государственному сектору: образовательные, медицинские, услуги в области культуры, спорта. Разрыв с Россией в удельном потреблении по данным категориям услуг составляет от 8% до 96%.


Высокие доходы населения автономного округа (в два раза превышающие среднероссийский уровень) формируют устойчивый платежеспособный спрос, который в данный момент не обеспечен предложением со стороны региональных производителей услуг, особенно в части бытовых и туристских услуг.


Для развития потребительской сферы существенны особенности потребительского поведения, обусловленные миграционными намерениями и подвижностью населения. Отношение оборота розничной торговли к доходам в ЯНАО - 27%, остальная часть доходов накапливается либо вывозится за пределы региона (в период отпусков или для приобретения недвижимости). При этом абсолютный размер среднедушевого оборота розничной торговли находится в пределах среднероссийских значений. Ежегодно объем вывезенных средств в города Москва, Санкт-Петербург и Тюмень с целью удовлетворения потребительского спроса оценивается в более чем 20 млрд руб. Основными статьями трат за пределами автономного округа остаются приобретение одежды, товаров для дома, автомобилей и запчастей, медицинских услуг, услуг общественного питания и развлечений.


Наличие достаточного объема свободной денежной массы у населения и свободных ниш бизнеса создает благоприятные условия для развития МСП в потребительской сфере.


Уровень развития потребительской сферы существенно дифференцирован по МО. Среднедушевой оборот розничной торговли продуктами питания наиболее высок в городах Новый Уренгой и Ноябрьск, разрыв между самым высоким показателем (г. Ноябрьск) и самым низким (Шурышкарский район) практически пятикратный. Сеть бытового обслуживания за пределами городских округов развита слабо, что связано с низким спросом населения на предлагаемые услуги и низкой предпринимательской активностью.


Перспективы развития потребительского рынка будут неразрывно связаны с эпидемиологической обстановкой и макроэкономическими событиями, определяющими потребительскую уверенность населения. Кризисные периоды (2009, 2016 гг.) сопровождались ухудшением потребительской активности населения и сокращением объемов потребления. Наиболее серьезные ограничения в потреблении фиксировались в розничной торговле по причине отказа от приобретения товаров длительного потребления и в индустрии общественного питания.


Сокращению локального потребительского рынка будет способствовать дальнейшее вытеснение традиционной розницы, обусловленное изменением торговых форматов, переходом в сферу электронной торговли. К 2030 г. прогнозируется увеличение электронной торговли в обороте российского ритейла до уровня выше 10%, аналогичная тенденция будет характерна и для автономного округа.