Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.2.4. Строительный комплекс


Текущая ситуация. На сегодняшний день строительный комплекс генерирует 12,5% ВРП и концентрирует 16,2% занятых в экономике. По объемам работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", автономный округ стабильно входит в группу лидеров среди субъектов Российской Федерации.


Строительный комплекс ЯНАО характеризуется высокими удельными затратами на производство строительных работ. Одной из основных причин являются высокие удельные затраты на закупку строительных материалов (50% от стоимости строительно-монтажных работ), что связано со слаборазвитой наземной транспортной инфраструктурой и неразвитым местным производством строительных материалов, а также с удаленностью строительных площадок от мест производства строительных материалов и с большим количеством перегрузочных операций.


Основной объем строительных работ (более 90%) в автономном округе осуществляется в рамках инвестиционных проектов, связанных с развитием ТЭК.


Реализация масштабных инвестиционных проектов компаний ТЭК и проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры обеспечит на ближайшие десятилетия дополнительный спрос на строительные материалы в размере около 38 млн т. Потенциальный объем рынка строительных работ ЯНАО оценивается в размере более 1 трлн руб. в год. Указанные перспективы и наличие на территории ЯНАО минерально-сырьевой базы создают предпосылки для организации производства строительных материалов.


Серьезным вызовом для строительной отрасли являются наблюдаемые в последние годы климатические изменения, которые могут привести к ухудшению несущей способности грунтов и, как следствие, к росту расходов на ремонт и содержание объектов строительства, а также на возведение новых объектов.


Факторы развития:


высокая стоимость строительно-монтажных работ вследствие неразвитого производства строительных материалов и зависимости от стройматериалов, завозимых из других субъектов Российской Федерации, низкой транспортной доступности;


наличие разведанных запасов сырья для производства строительных материалов на территории автономного округа;


90% от всего объема строительных работ и услуг приходится на предприятия ТЭК;


высокая конкуренция со стороны крупных строительных компаний из других регионов, ведущая к вытеснению с рынка местных компаний.


Риски:


рост расходов на ремонт и содержание объектов вследствие снижения несущей способности грунта;


нехватка кадров строительной отрасли.


Выводы: