Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.2.3. Транспортный комплекс


Текущая ситуация. Транспортно-логистический комплекс (без учета трубопроводного транспорта) занимает около 2% ВРП и создает рабочие места для 9% занятого населения. С 2015 г. фиксируется снижение численности занятых и объемов ВДС в отрасли, что связано с сокращением деятельности предприятий автомобильного транспорта.


Тем не менее в структуре транспортно-логистического комплекса преобладает автомобильный транспорт, в основном обеспечивающий нужды ТЭК (более 40%); на железнодорожный и воздушный транспорт приходится 23% и 17% ВДС отрасли соответственно.


Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в автономном округе в 20 раз ниже, а плотность железных дорог более чем в 8 раз ниже, чем в среднем по России. С частью труднодоступных малочисленных населенных пунктов полностью отсутствует наземное транспортное сообщение.


Неоднородность транспортной освоенности территории районов при общей слабой развитости наземной транспортной инфраструктуры создает предпосылки к развитию воздушного транспорта. Коэффициент авиационной подвижности населения в регионе стабильно превышает среднероссийское значение (в 2019 г. 3,36 против 0,87).


По количеству аэропортов регион лидирует среди регионов России. На территории автономного округа находится 10 аэропортов, из которых 7 (Салехард, Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, Тарко-Сале, Уренгой, Толька) осуществляют прием и отправку пассажиров, почты и грузов по межмуниципальным и межрегиональным направлениям, 3 ведомственных аэропорта (Ямбург, Бованенково и Сабетта) обеспечивают вахтовые и грузовые перевозки. Перевозки пассажиров в труднодоступные населенные пункты выполняются вертолетами.


Развитие производств в перспективных районах освоения обуславливает необходимость оптимальной логистической схемы завоза грузов и вывоза углеводородного сырья. По имеющимся оценкам, суммарная потребность недропользователей в доставке грузов освоения и снабжения на полуостров Ямал и полуостров Гыданский в период 2020 - 2035 гг. составляет 46,6 млн т. Драйвером увеличения добычи и транспортировки объемов сырья станет строительство сети железных дорог в рамках проектов СШХ и СШХ-2, а также реализация на федеральном уровне комплекса мероприятий по развитию СМП.


Сегодня основу грузоперевозок по СМП составляет транспортировка СПГ. Это примерно 65% грузовой базы СМП, которая формируется именно на Ямале. Уже реализуемые на федеральном уровне мероприятия по развитию СМП и создаваемая инфраструктура - это база для наращивания в будущем международных транзитных перевозок, при этом ключевую роль в поставке грузов на СМП и в долгосрочной перспективе будет играть ЯНАО.


Серьезным вызовом для транспортно-логистического комплекса ЯНАО являются природно-климатические изменения: растепление грунтов уже сейчас приводит к сокращению межремонтных сроков и росту расходов бюджета.


Факторы развития:


1) транспорт для ТЭК:


промышленное освоение перспективных районов недропользования и изменение локализации добычи;


2) транспорт для населения:


разрозненность транспортной сети автомобильных и железных дорог, способствующая высокому уровню авиационной подвижности населения;


убыточность пассажирских перевозок на социально значимых маршрутах водного и воздушного транспорта;