Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.3.9. Жилищная сфера и благоустройство


Текущая ситуация. По многим показателям жилищного строительства ЯНАО отстает от среднероссийских значений. Так, объем ввода жилья на 1 тыс. чел. населения (268 кв. м) на 48% ниже общероссийского уровня (559 кв. м) и ниже уровня ключевых регионов сравнения (Тюменская область, ХМАО - Югра, Республика Саха (Якутия). Только 14% жилищного фонда построено населением за счет собственных и привлеченных средств (в среднем по России - 43%). Регион отстает от среднероссийского значения по показателю общей площади жилья, приходящегося на 1 жителя (20,5 кв. м против 26,28 кв. м). Основными причинами сложившейся ситуации являются высокая стоимость жилья и поведенческая установка на временное пребывание на Севере.


В периоды интенсивного освоения месторождений УВС на территории ЯНАО потребность в быстром массовом вводе жилья обеспечивалась за счет постройки временного быстровозводимого деревянного жилья. В настоящее время значительная часть этого жилищного фонда все еще находится в эксплуатации, его возраст составляет более 40 лет.


Общий объем жилищного фонда в деревянном исполнении составляет 3 025 тыс. кв. м (27% от общего фонда), из которого 540 тыс. кв. м - это жилье с износом более 70%, в течение 5 лет оно будет признано аварийным. В связи с этим острой остается проблема аварийного жилья - на начало 2020 г. его объем составлял 1 256,2 тыс. кв. м (10,9% от общего объема жилищного фонда ЯНАО). В ближайшие 15 лет ожидается рост объема аварийного жилья в силу того, что темпы признания жилищного фонда аварийным (до 200 тыс. кв. м ежегодно) опережают темпы расселения (до 160 тыс. кв. м ежегодно).


Стимулируют жилищное строительство меры по оказанию отдельным категориям граждан государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья (молодые семьи, индивидуальные застройщики, работники бюджетной сферы и другие категории). Так, в 2019 г. государственная поддержка оказана 681 молодой семье, что в 2 раза превышает показатель 2018 г. Кроме того, с 2019 г. предоставляются социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке работникам бюджетной сферы.


Государственная поддержка индивидуальных застройщиков направлена на развитие деревянного домостроения.


Расширен перечень категорий граждан, имеющих право на участие в пилотном проекте, реализуемом с 2017 г. в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа, АО "Банк.ДОМ.РФ" и АО "Ямальская ипотечная компания", который обеспечивает снижение процентных ставок по ипотечным займам, предоставляемым гражданам для приобретения жилья на первичном рынке (включены работники медицинских организаций, ветераны боевых действий, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с двумя и более несовершеннолетними детьми, молодые ученые и другие), с 2020 г. осуществляется снижение процентной ставки на 4,5% (средняя процентная ставка по ипотечным займам, выданным по льготной программе в 2020 г., составляет 3,71% годовых). С начала реализации региональной льготной программы (с октября 2017 г. по декабрь 2020 г.) было выдано 180 ипотечный займов на сумму 465,1 млн руб. (в том числе за 2020 г. 24 займа на сумму 12,1 млн руб.).


Для обеспечения жильем работников предприятий, прибывающих на территорию ЯНАО, а также отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2018 г. началось формирование фонда арендного жилья (приобретено 182 квартиры общей площадью 10,5 тыс. кв. м).


В приоритетном порядке будут обеспечиваться служебными жилыми помещениями медицинские работники медицинских организаций первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи с возможностью передачи этих помещений в собственность после 10 лет работы медицинских работников (не менее чем на одной ставке) в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.


Важной составляющей качества жизни является уровень благоустройства населенных пунктов, который заметно отстает от растущих запросов жителей автономного округа к комфортности среды жизнедеятельности. Анализ обеспеченности дворов элементами внешнего благоустройства выявил такие факты, как отсутствие или высокая степень износа покрытия дворовых проездов и тротуаров; отсутствие или неисправное состояние ливневой канализации; несоответствие уровня освещенности дворовых территорий существующим требованиям; недостаточная обеспеченность жилой зоны местами отдыха, парковочными зонами, контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов; недоступность мест отдыха дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.


Инвентаризация общественных территорий показала необходимость реконструкции и модернизации существующих объектов, поскольку их состояние не соответствует современным требованиям и нормам. Актуальной является реализация комплексных проектов по благоустройству на застраиваемых территориях и в местах проведения культурно-досуговой деятельности граждан.


Для повышения индекса качества городской среды, помимо мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, необходим комплекс мероприятий по благоустройству в различных сферах - строительстве, дорожной деятельности, социальной защите граждан, спорте, досуге и других сферах. Это обуславливает необходимость синхронизации мероприятий по благоустройству с мероприятиями национальных проектов - "Образование", "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Безопасные качественные дороги", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы".


На сегодняшний день только 3 из 8 городов автономного округа относятся к городам с благоприятной городской средой (38%). Задачей Правительства автономного округа и органов местного самоуправления является доведение до 2030 г. доли городов с благоприятной городской средой до 100%.


Факторы развития:


обеспеченность жильем ниже среднероссийской на 22%;