Текущая ситуация. В последние годы регион уверенно закрепился в первой десятке лидеров по показателям развития системы образования, несмотря на объективные сложности с транспортной доступностью и суровые климатические условия.
По итогам 2019 г. ЯНАО возглавил список лучших регионов России по интегральному индексу инфраструктуры образования (исследование, которое ежегодно проводят НИУ "Высшая школа экономики", корпорация "Российский учебник" и РИА "Новости", оценивают качество инфраструктуры четырех уровней образования: дошкольного, общего (школьного), среднего профессионального и дополнительного).
Сферу образования характеризует высокая доля расходов на систему образования в консолидированном бюджете автономного округа (25%), в расчете на душу населения эти расходы достигли 89 тыс. руб. (в России - 20,5 тыс. руб.).
Достаточное финансирование системы образования и высокий уровень качества образовательной инфраструктуры позволяют уделять большое внимание глобальным изменениям в отрасли, которые заключаются в переходе к индивидуализации образовательных услуг с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка, в том числе с использованием современных технологий, повышающих качество обучения и подготовки выпускников.
В системе дошкольного образования действует 177 организаций (168 муниципальных, 8 ведомственных и 1 частная), реализующих программы дошкольного образования (ДОО), которые посещает около 39 тыс. детей, из них более 29 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет, включая семилетних детей, и более 8 тыс. детей в возрасте до 3 лет. В указанных организациях созданы условия для функционирования дошкольных групп как в режиме полного и круглосуточного пребывания, так и в режиме кратковременного пребывания.
В последние годы автономным округом успешно реализовывалась политика по ликвидации очередности в детских садах. По итогам 2020 года в автономном округе достигнута 100% доступность дошкольного образования (в России - 98,1%). Потребность в местах, высокие доходы в автономном округе, наличие только 1 частного детского сада создают условия для развития на территории частных учреждений.
В ямальских дошкольных учреждениях реализуется инклюзивная политика, в рамках которой удалось увеличить количество специальных (коррекционных) групп, создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в 33 (20%) дошкольных организациях, также открыть специализированные центры, помогающие безболезненно проходить этап социализации.
Автономным округом ведется активная политика по созданию общеразвивающих кочевых групп дошкольного образования для детей из числа КМНС, ведущих кочующий образ жизни.
В общеобразовательную сеть региона входят 130 организаций (в их числе 5 гимназий, 7 школ с углубленным изучением различных предметов, 1 лицей, 1 кадетская школа, 2 негосударственные православные гимназии в городах Ноябрьск и Новый Уренгой).
Доля школ, в которых созданы условия, соответствующие требованиям федерального стандарта, составляет 98%. Все ямальские школы имеют широкополосный доступ к сети "Интернет", беспроводную сеть Wi-Fi на начальной ступени обучения, внедрена автоматизированная система "Сетевой город. Образование". Обеспеченность компьютерами в школах ЯНАО превышает российский уровень более чем в 5 раз (738 ед. на 1 тыс. школьников против 138 в России).
Автономный округ входит в пятерку лидеров по использованию цифровых образовательных платформ. По итогам оценки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ЯНАО вошел в число регионов-лидеров по применяемым механизмам управления качеством образования. Полученная оценка стала возможной в том числе за счет взаимодействия с компаниями, действующими на территории автономного округа. В рамках взаимоотношений реализуются образовательные проекты, в школах автономного округа работает 120 корпоративных классов, в которых обучается более 2 тыс. школьников. Особенностями организации учебного процесса корпоративных классов и групп являются: непосредственное участие предприятия-партнера в образовательных и иных мероприятиях, выезд учеников на объекты предприятия, организация практики, стажировок во время обучения в вузе, последующее трудоустройство (возможность целевого заказа). Для обучающихся 10 - 11 классов реализуются индивидуальные учебные планы.
Большинство образовательных организаций автономного округа (65%, что больше, чем в среднем по России (33%) имеет высокий индекс олимпиадной активности учащихся и показывает высокие результаты исследования.
В 2019 г. уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обязательным учебным предметам составил: по математике - 99,94%, по русскому языку - 99,99%.
В автономном округе реализована политика повышения доступности образования: в 32 (23%) образовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями.