Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


1.3.2. Социальная защита населения


Текущая ситуация. Социальная защита населения объединяет и координирует разноплановые меры государственной поддержки в первую очередь социально уязвимых слоев населения, и способствует развитию человеческого потенциала в регионе. С 2011 г. введено около 45 мер дополнительной (региональной) социальной поддержки населения, в том числе: пожизненное денежное содержание ветеранов ВОВ, региональный материнский (семейный) капитал, пособия на детей, увеличен ряд региональных пособий и т.д.


Реализуемые меры поддержки способствуют снижению уровня бедности населения: на протяжении десятилетия в автономном округе регистрируется один из самых низких показателей среди регионов России. Наиболее высокому риску бедности подвержены семьи с детьми до двух лет, семьи с низким уровнем образования, низким уровнем трудовой активности членов семьи. Особенность ЯНАО - отсутствие риска бедности для проживающих в сельской местности в семье с одним родителем, а наличие в семье инвалида или пенсионера не уменьшает риск бедности в отличие от России в среднем.


В автономном округе повышается эффективность оказания государственной социальной помощи путем усиления ее адресности, повышается эффективность использования финансовых и/или материальных ресурсов автономного округа за счет их концентрации на помощи наиболее нуждающимся гражданам (семьям).


Начиная с 2016 г. в автономном округе в целях стимулирования активных действий малоимущих семей по преодолению трудной жизненной ситуации государственная социальная помощь предоставляется на основании социального контракта, обуславливающего получение помощи выполнением программы социальной адаптации.


По состоянию на 01.01.2020 в автономном округе численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составляет 46 414 получателей; заключенных социальных контрактов - 13 764.


Последние годы прослеживается устойчивый тренд старения населения: с 2011 г. доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 4,5 процентных пункта и составила 12% от общей численности населения, в 2019 г. средний возраст населения достиг 33,9 лет (по сравнению с 32,6 в 2011 г.).


Наблюдаемые тенденции ведут к увеличению государственных расходов на реализацию социальной политики в регионе. С 2011 г. объем расходов на социальные выплаты увеличился в 2,5 раза, с изменением половозрастной структуры населения объемы расходов будут возрастать.


С 2019 г. актуальным направлением работы является создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированное социальное обслуживание, медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.


Важнейшим направлением социальной политики в регионе является работа с инвалидами и маломобильными группами. Создание доступной среды жизнедеятельности, реабилитация и абилитация, а также социальная интеграция инвалидов входят в число приоритетов государственной политики в автономном округе. С 2013 г. отмечается устойчивая тенденция роста доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 15,2% в 2013 г. до 78% в 2019 г.). Вместе с тем часть объектов инфраструктуры имеет технические особенности, препятствующие организации безбарьерного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения.


В автономном округе, как и в целом по Российской Федерации, большое внимание уделяется социальной поддержке семей с детьми. Ежегодно система мер социальной поддержки семей с детьми усиливается новыми мерами, пересматриваются условия действующих мер.


Президентом Российской Федерации в ходе Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года озвучены меры, направленные на поддержку семей с детьми. Так, с 01 января 2020 года программа федерального материнского капитала распространена на первого ребенка. Все семьи, в которых первенец рожден или усыновлен начиная с 01 января 2020 года, получили право на материнский капитал в размере 466 тыс. 617 руб. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличился на 150 тыс. руб. и, таким образом, составил 616 тыс. 617 руб.


Наряду с федеральным материнским капиталом, в автономном округе начиная с 2011 года реализуется региональный материнский (семейный) капитал в размере 350 тыс. руб., который ранее предоставлялся однократно при рождении третьего или четвертого и последующего ребенка. С 2020 года размер регионального материнского (семейного) капитала увеличен на 150 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Кроме того, предоставлено право на получение регионального материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) каждого третьего и последующего ребенка в семье. Одновременно Губернатором автономного округа принято решение о введении с 2020 года за счет средств окружного бюджета выплаты материнского (семейного) капитала за второго ребенка в размере 150 тыс. руб. дополнительно к аналогичной выплате, действующей на федеральном уровне.


С целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в автономном округе принят закон, которым семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума с 01 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной постановлением Правительства автономного округа за II квартал года, предшествующего году обращения. Размер данного пособия в 2020 году составлял 8 350 руб. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140, размер ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет с 01 января 2021 года увеличен и, наряду с действующим размером в зависимости от доходов семьи, может составить 75% или 100% величины прожиточного минимума для детей.


Факторы развития: