Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 17 февраля 2022 года)


2.3. Этапы реализации Стратегии


Стратегия разрабатывается до 2035 г., но учитывает и перспективу до 2050 г. До 2035 г. выделяются три этапа по пять лет, по завершении каждого этапа Стратегия будет обновляться, в рамках периодов при необходимости будет проходить оперативная корректировка. Четвертый этап - на стратегическую перспективу 2036 - 2050 гг.


Первый этап (2021 - 2025 гг.) будет сфокусирован на повышении качества жизни населения автономного округа путем развития социальной и потребительской сфер, повышении конкурентоспособности, эффективности и управляемости экономики и преодолении последствий кризиса 2020 г. Проекты этого этапа будут тесно скоординированы с системой национальных проектов Российской Федерации. Развитие будет основано на использовании и усилении уникальных конкурентных преимуществ (прежде всего в сфере добычи и переработки УВС), которыми обладает автономный округ.


В рамках данного этапа будет реализован ряд системных проектов развития ТЭК: "Обский СПГ", развитие газотранспортной инфраструктуры. Будет осуществляться дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры: модернизация аэропортов ("Салехард", "Новый Уренгой" и ряд других), реконструкция сети ключевых автодорог. Продолжится развитие энергетической системы автономного округа. Будет создан Лабытнангский промышленно-логистический узел и туристско-рекреационный комплекс на Полярном Урале (таблица 1).


В результате реализации первого этапа Стратегии ВРП в сопоставимых ценах достигнет не менее 110% от уровня 2020 г., объем потребительского рынка вырастет в 1,26 раза по сравнению с оценкой 2020 г. Снижение миграционного оттока на фоне незначительного роста рождаемости приведет к небольшому увеличению численности населения (561 тыс. чел. в 2025 г.). Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 3,8%, реальные денежные доходы населения достигнут 110% от уровня 2020 г. Реализация проектов развития социальной инфраструктуры позволит сократить дефицит качественных социальных услуг, в т.ч. при помощи развития частного сектора.


В силу ряда глобальных и российских факторов темпы роста в рамках первого этапа будут относительно невысокими. Развитие в условиях продолжающегося кризиса, сохранения международных санкций в отношении ряда российских граждан и компаний, усиления ограничений на международных рынках капитала в совокупности с низкой ценой на нефть и газ, а также вызванного указанными факторами ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской экономики сопряжено с существенными рисками.


Второй этап (2026 - 2030 гг.) сфокусирован на дальнейшей реализации инициатив по повышению качества жизни населения (привлечение, развитие, удержание). В рамках этапа ускорятся инвестиционные процессы во всей ТЭК-ориентированной экономике и потребительской сфере, что обеспечит выход на траекторию устойчивого экономического роста. На данном этапе регион уделит особое внимание созданию заделов новой умной ТЭК-ориентированной экономики: развитие умной промышленности и инфраструктуры, создание особых уникальных условий для молодых талантов, сконцентрированных на обеспечении технологического лидерства по отдельным приоритетным направлениям развития автономного округа.


В рамках данного этапа будет реализован ряд системных проектов развития ТЭК: завершение и выход на полную мощность проекта "Арктик СПГ-2", "Газохимический кластер на базе Тамбейского центра добычи", будет осуществляться дальнейшее развитие газотранспортной инфраструктуры и проектов добычи ТРИЗ. Будут реализованы масштабные транспортные инфраструктурные проекты: СШХ, СШХ-2, мостовой переход через р. Обь.


В результате реализации второго этапа Стратегии ВРП в сопоставимых ценах достигнет не менее 120% от уровня 2020 г., объем потребительского рынка вырастет в 1,16 раза по сравнению с 2025 г., объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составит не менее 110% к 2020 г. Численность населения будет незначительно увеличиваться за счет миграционного притока и повышения уровня рождаемости на фоне изменения возрастной структуры населения (увеличения доли молодежи). Реальные денежные доходы населения достигнут 123% от уровня 2020 г. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигнет 78, 76 лет (+ 6,9 года в сравнении с 2020 г.). Привлечение квалифицированных кадров в социальную сферу позволит повысить качество услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Население будет концентрироваться в трех агломерациях регионального уровня с высоким качеством городской и жилой среды. Увеличится доля КМНС, проживающих в благоустроенных поселках.


Третий этап (2031 - 035 гг.) будет отмечен дальнейшим повышением качества жизни населения, ростом конкурентоспособности и диверсификации экономики. Портфель системных проектов Стратегии окажет существенное влияние на экономический рост, будут созданы условия достижения высоких позиций в области конкурентоспособности приоритетных направлений автономного округа, ключевой рост обеспечат механизмы умной ТЭК-ориентированной экономики (как ответ на вызовы новой низкоуглеродной экономики) и конкурентоспособной потребительской сферы. Существенное воздействие на развитие окажет реализация комплекса механизмов, направленных на привлечение, развитие и удержание молодых профессионалов и талантов-инноваторов.


В результате реализации третьего этапа Стратегии ВРП в сопоставимых ценах достигнет не менее 130% от уровня 2020 г. (рост будет достигнут без значительного увеличения добычи УВС), объем потребительского рынка вырастет в 1,17 раза по сравнению с 2030 г. Численность населения стабилизируется, вырастет доля вахтовой занятости. Реальные денежные доходы населения достигнут 133% от уровня 2020 г. Поддержка социальной сферы позволит региону достичь высокого качества и доступности социальных услуг на большей части территории автономного округа, а поддержка инновационных проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры создаст предпосылки для экспорта данных видов услуг в другие регионы.


Развитие в долгосрочной перспективе до 2050 года будет направлено на то, чтобы ЯНАО стал глобальным Арктическим регионом - лидером по качеству жизни в Арктике и уровню развития умной ТЭК-ориентированной экономики.