1.1. Культура является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
1.2. Государственная культурная политика нацелена на формирование гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. В связи с этим особую актуальность приобретает модернизация инфраструктуры культуры, поддержка творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовка специалистов сферы культуры, развитие волонтерского движения и внедрение информационных технологий, а также оказание всесторонней поддержки сфере культуры на государственном и муниципальном уровнях.
1.3. Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) определяет цели, задачи и направления развития культуры в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
1.4. Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, кинообслуживания населения, а также в области образования в сфере культуры и искусства.
1.5. Сфера культуры в Челябинской области представлена различными видами учреждений: культурно-досуговые учреждения, библиотеки, парки культуры и отдыха, образовательные организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, детские школы искусств, музеи, театрально-концертные организации, киноустановки, историко-археологический музей-заповедник, зоопарк, цирки, областные методические центры, национально-культурные центры, творческие союзы.
1.6. В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.
1.7. Работники культуры и искусства ежегодно награждаются премиями Губернатора Челябинской области и Законодательного Собрания Челябинской области.
1.8. В соответствии с Положением о премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременном поощрении их наставникам, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 11.09.2020 г. N 229 "Об учреждении премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременного поощрения их наставникам", присуждаются премии Губернатора Челябинской области одаренным детям, добившимся высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта, и единовременные поощрения педагогам, тренерам, научным руководителям, иным наставникам одаренных детей, под руководством которых они добились высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
1.9. Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
1.10. В связи с этим сфере культуры существует ряд нерешенных проблем, в их числе:
1) здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, слабая материально-техническая база учреждений культуры;
2) недостаточный уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
3) дефицит квалифицированных кадров в сельской местности;
4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства.