Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Рязани до 2030 года



SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1) Удобное транспортно-географическое положение Рязани, близость Москвы, хорошие транспортные связи с разными частями страны. Проходящие через Рязань железнодорожные магистрали Москва - Самара, Москва - Ростов-на-Дону связывают центральные районы страны с Востоком и Юго-Востоком России. Река Ока непосредственно соединяет Рязанскую область с Московской, Владимирской, Нижегородской областями, с выходом на Волжский бассейн. Рязань - важный в масштабах ЦФО транспортный узел, через который проходит ряд магистральных железных дорог и федеральных автомагистралей (автодорог Москва - Самара - Челябинск и Москва - Тамбов - Волгоград). Железная дорога Москва - Самара, пересекающая Рязань с северо-запада на юго-восток параллельно течению реки Оки, выполняет функции одной из основных осей застройки города. Город обслуживают 2 железнодорожных и 2 автобусных вокзала, 2 речных порта, множество мелких железнодорожных станций.

2) Крупный индустриальный центр с диверсифицированной структурой. Среди ведущих промышленных производств города - нефтепереработка (на эту отрасль приходится около четверти всего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленного производства города), приборостроение (более 20 процентов отгрузки), электроэнергетика (более 10 процентов), производство строительных материалов (11 процентов), пищевых продуктов (около 10 процентов).

3) Высокий уровень кадрового потенциала, формируемого учреждениями высшего и среднего профессионального образования, способствует развитию наукоемких производств, в том числе на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса, где разрабатывается и производится новое высокотехнологичное и наукоемкое оборудование. В городе Рязани 11 высших учебных заведений и 12 образовательных организаций среднего профессионального образования

1) Относительно низкий уровень доходов населения города, который формирует недостаточный платежеспособный спрос населения на продукцию не первой необходимости, товары длительного пользования, а также недвижимость без привлечения кредитных ресурсов.

2) Отсутствие готовых инвестиционных площадок. Высокие затраты инвесторов на подключение к объектам энергетической инфраструктуры; трудности (в том числе бюрократические проволочки) при согласовании технических параметров подключения объектов на земельных участках инвесторов.

3) Дефицит земельных участков для размещения новых производств и жилищного строительства, а также строительства объектов социальной инфраструктуры.

4) Устаревание планировочной организации значительной части городской территории. Неразвитость и низкое качество городских транспортных коммуникаций, в том числе городского транспорта. Дорожная сеть города не в полной мере соответствует социальным и экономическим потребностям общества, многие автомобильные дороги имеют высокую степень износа. По итогам 2019 года доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 41,6%. Улично-дорожная сеть работает на пределе пропускной способности. Основной причиной негативной транспортной ситуации является диспропорция между уровнем автомобилизации и планировочными особенностями улично-дорожной сети.

По результатам проведения фокус-групп жители и эксперты выделяют низкое качество дорог и неразвитость общественного транспорта как одну из наиболее острых проблем города.

5) Высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, низкий уровень обеспечения ЖКХ современными техническими средствами, позволяющими рационально использовать ресурсы; ограниченность инженерного обеспечения жителей города и промышленных предприятий, устаревшие техническая база и технологии подачи и очистки воды.

6) высокая нагрузка на объекты социальной инфраструктуры

Возможности (O)

Угрозы (T)

1) Расширение агломерационных связей и налаживание эффективного горизонтального взаимодействия (между городами и населенными пунктами агломерации). В Рязанскую агломерацию входит 6 муниципальных образований области: Рязань, Рязанский, Рыбновский, Пронский, Спасский и Клепиковский районы. По подсчетам, в Рязанской агломерации проживает более 60% всех жителей Рязанской области. Синергетический эффект от развития агломерации будет достигнут за счет максимального использования инфраструктурного каркаса и вовлечения в оборот неиспользуемых земель.

2) Развитие IT-технологий на имеющейся производственной базе предприятий ВПК, кадровом и научном потенциале.

3) Наличие незадействованных рекреационных и культурных ресурсов города создает возможность для перспективного развития туристской отрасли.

4) Наличие перспектив для развития транспортно-логистического комплекса в системе международных и межрегиональных грузопотоков.

5) Кластерное развитие отдельных отраслей (пищевой и перерабатывающей промышленности, строительных материалов, детских и потребительских товаров, электронных приборов и оптоэлектроники, медицинский, станкоинструментальный и IT-кластер).

1) Нарастание социальной напряженности: ухудшение положения пенсионеров и социально незащищенных групп населения; увеличение дифференциации доходов населения.

2) Отток квалифицированных кадров, уменьшение доли трудоспособного населения, структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных.

3) Ухудшение экологической ситуации. Экологическая ситуация в Рязани характеризуется диаметрально противоположными примерами состояния окружающей среды - от рекреационных территорий до промышленных зон.

4) Замедление темпов развития промышленности, сокращение количества предприятий, деиндустриализация некоторых отраслей в связи с износом основных фондов. По сравнительному показателю - объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в расчете на одного жителя Рязань (434,5 тыс. руб.) занимает 4-е место из 15-ти городов ЦФО. Первенство в сфере промышленного производства среди городов ЦФО принадлежит Липецку и Калуге.

5) Диспропорция градостроительного освоения и транспортного обеспечения территории города, недостаточная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры.


Для оценки факторов внешней среды, оказывающих воздействие на социально-экономический потенциал города Рязани, проведен PEST-анализ по следующим группам факторов: политическим (P), экономическим (Е), социальным (S) и технологическим (Е).


Указанные группы факторов оказывают разнохарактерное воздействие на потенциал города. Следовательно, возникает необходимость адаптации к факторам, сдерживающим развитие потенциала города, и создание условий для активации стимулирующих развитие потенциала факторов.