ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2021 года N 331-рп
О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование"
В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 11 июня 2021 года):
Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" следующие изменения:
1. Пункт 1 после подпункта 1.20 дополнить подпунктами 1.21, 1.22 следующего содержания:
"1.21. Концепцию создания и функционирования мастерских в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 21).
1.22. Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию мастерских в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 22).".
2. После приложения 20 дополнить приложениями 21, 22 следующего содержания:
"Приложение 21
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСТЕРСКИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
Обоснование выбора направлений и образовательных организаций
для создания мастерских в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (далее - государственная программа), распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года" (далее - Стратегия-2030) стратегические цели развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) определены в распоряжении Правительства автономного округа от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".
Стратегическими целями развития и совершенствования образования в автономном округе является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа, повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.
Стратегией-2030 выделены 8 территориально-отраслевых кластеров для долгосрочного развития диверсифицированной модели экономики автономного округа: горнопромышленный, лесопромышленный, нефтегазодобывающий, нефтегазоперерабатывающий, научно-инновационный, туристско-рекреационный, агропромышленный и медицинский. Система образования выступает как важный фактор благополучия граждан и успешного развития экономики, создает условия для экономического роста и социального развития общества. Одними из основных задач отрасли образования являются:
создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
Целевым вектором образования является создание в регионе конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями; открытие центров опережающей профессиональной подготовки и лабораторий, оснащенных современной материально-технической базой, с учетом опыта Союза Ворлдскиллс России, формирование новой модели заказа на подготовку кадров для экономики региона в условиях проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".
Экономика автономного округа в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. Предприятия нефтегазовой промышленности на протяжении многих лет формируют базовый сектор экономики автономного округа. В связи с этим ситуация в нефтегазовом секторе еще много лет будет определять основные параметры социально-экономического развития автономного округа.
Однако своего развития требуют и другие секторы экономики: лесо- и агропромышленный комплекс, медицина, строительство, развитие малого и среднего предпринимательства, информатизация и цифровизация. Инновационное развитие экономики, постоянная модернизация производств и оборудования, внедрение новой техники и технологий требует подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
В структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, большую часть составляют рабочие профессии. На первый план выходят такие, как инженер, геолог-нефтяник, техник, геологоразведчик, землестроитель, мастер, бурильщик, лаборант сооружений, токарь, слесарь, стропальщик, газоэлектросварщик, учителя математики, физики, русского языка и литературы, биологии, химии, медицинская сестра, врач-гинеколог, врач-онколог, экономист, инженер-строитель, бетонщик, арматурщик, плиточник.
Развитие IT-технологий наложило свой отпечаток на общую картину рынка труда. В связи с массовым переходом на удаленную работу в период пандемии и ее последствий в ближайшие годы будут востребованы профессии, связанные с интернет-деятельностью (веб-разработчики, программисты, системные администраторы и др. IT-специалисты).
В то же время существует ряд профессий, которые востребованы всегда: это специальности с высокой текучестью кадров, сложными и напряженными условиями труда. К таковым относятся: работники медицинской сферы, строительной и транспортной отраслей, специалисты нефтегазодобывающей отрасли.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, спрос на специалистов с медицинским образованием вырос многократно: медицинские сестры, фельдшеры, врачи узкой специализации.
Не менее востребованы социальные работники, педагоги и воспитатели, работники сферы услуг.
Государственной программой утвержден комплекс мер по созданию новых мест в организациях СПО, в том числе образовательных организациях, реализующих программы СПО медицинской направленности, исходя из прогнозируемой потребности в кадрах. В период до 2030 года будут расширены здания образовательных организаций: БУ "Нижневартовский строительный колледж" (на 500 мест), АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж" (на 400 мест), БУ ВО "Сургутский государственный университет" (отделение СПО на 400 мест), что позволит увеличить контрольные цифры приема для обучения граждан за счет средств бюджета автономного округа и увеличить долю обеспеченности экономики квалифицированными кадрами.
Профессиональная подготовка кадров для обеспечения экономики автономного округа рабочими и специалистами среднего звена осуществляется в 29 образовательных организациях (из них: 23 профессиональные образовательные организации, 2 образовательные организации высшего образования, 4 филиала), в которых обучаются более 45 000 человек.
Подготовка ведется по 107 специальностям и профессиям СПО для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.
Основой для определения направлений и объемов набора на обучение за счет средств автономного округа является прогноз кадровой потребности экономики автономного округа в рабочих и специалистах, стратегических ориентиров развития сферы образования и реального сектора экономики автономного округа, а также возможностей сети образовательных организаций.
Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона профессий и специальностей. Значительная часть бюджетных мест отводится наиболее востребованным рабочим профессиям и специальностям технических направлений (строительство, информационные технологии, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, нефтегазовое дело, транспорт), педагогическим и медицинским направлениям.
За последние 5 лет количество бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях увеличилось на 1016, что составляет 19,5% (2016 год - 5189 мест, в 2021 году - 6205 мест).
В период с 2016 по 2021 год в профессиональных образовательных организациях региона пролицензировано 25 новых профессий и специальностей, относящихся к наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (ТОП-50).
Структура контрольных цифр приема по программам СПО за счет средств бюджета автономного округа по укрупненным группам профессий и специальностей СПО представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование специальности (профессии) | Учебный год приема (количество мест) | ||
2020 - 2021 | 2021 - 2022 | 2022 - 2023 | |
08.00.00 Техника и технологии строительства | 480 | 505 | 465 |
09.00.00 Информатика и вычислительная техника | 575 | 600 | 640 |
10.00.00 Информационная безопасность | 0 | 0 | 25 |
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика | 450 | 450 | 455 |
15.00.00 Машиностроение | 700 | 650 | 715 |
18.00.00 Химические технологии | 80 | 175 | 160 |
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии | 50 | 25 | 25 |
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство | 0 | 0 | 25 |
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия | 535 | 595 | 555 |
22.00.00 Технологии материалов | 50 | 25 | 25 |
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | 720 | 600 | 600 |
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта | 25 | 0 | 25 |
27.00.00 Управление в технических системах | 25 | 25 | 25 |
31.00.00 Клиническая медицина | 215 | 190 | 215 |
33.00.00 Фармация | 25 | 25 | 35 |
34.00.00 Сестринское дело | 190 | 240 | 290 |
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 25 | 25 | 25 |
38.00.00 Экономика и управление | 285 | 335 | 285 |
39.00.00 Социология и социальная работа | 50 | 25 | 50 |
40.00.00 Юриспруденция | 0 | 0 | 0 |
43.00.00 Сервис и туризм | 570 | 585 | 645 |
44.00.00 Образование и педагогические науки | 465 | 425 | 450 |
46.00.00 История и археология | 70 | 300 | 175 |
49.00.00 Физическая культура и спорт | 115 | 100 | 125 |
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты | 6 | 6 | 31 |
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество | 20 | 20 | 20 |
53.00.00 Музыкальное искусство | 145 | 170 | 137 |
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств | 167 | 109 | 219 |
Итого | 6038 | 6205 | 6442 |