ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июня 2021 года N 331-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование"



В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 11 июня 2021 года):


Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" следующие изменения:


1. Пункт 1 после подпункта 1.20 дополнить подпунктами 1.21, 1.22 следующего содержания:


"1.21. Концепцию создания и функционирования мастерских в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 21).


1.22. Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию мастерских в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 22).".


2. После приложения 20 дополнить приложениями 21, 22 следующего содержания:

"Приложение 21
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 июля 2019 года N 356-рп

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСТЕРСКИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)



Обоснование выбора направлений и образовательных организаций

для создания мастерских в Ханты-Мансийском автономном

округе - Югре



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (далее - государственная программа), распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года" (далее - Стратегия-2030) стратегические цели развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) определены в распоряжении Правительства автономного округа от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".


Стратегическими целями развития и совершенствования образования в автономном округе является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа, повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.


Стратегией-2030 выделены 8 территориально-отраслевых кластеров для долгосрочного развития диверсифицированной модели экономики автономного округа: горнопромышленный, лесопромышленный, нефтегазодобывающий, нефтегазоперерабатывающий, научно-инновационный, туристско-рекреационный, агропромышленный и медицинский. Система образования выступает как важный фактор благополучия граждан и успешного развития экономики, создает условия для экономического роста и социального развития общества. Одними из основных задач отрасли образования являются:


создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;


приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.


Целевым вектором образования является создание в регионе конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями; открытие центров опережающей профессиональной подготовки и лабораторий, оснащенных современной материально-технической базой, с учетом опыта Союза Ворлдскиллс России, формирование новой модели заказа на подготовку кадров для экономики региона в условиях проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".


Экономика автономного округа в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. Предприятия нефтегазовой промышленности на протяжении многих лет формируют базовый сектор экономики автономного округа. В связи с этим ситуация в нефтегазовом секторе еще много лет будет определять основные параметры социально-экономического развития автономного округа.


Однако своего развития требуют и другие секторы экономики: лесо- и агропромышленный комплекс, медицина, строительство, развитие малого и среднего предпринимательства, информатизация и цифровизация. Инновационное развитие экономики, постоянная модернизация производств и оборудования, внедрение новой техники и технологий требует подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.


В структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, большую часть составляют рабочие профессии. На первый план выходят такие, как инженер, геолог-нефтяник, техник, геологоразведчик, землестроитель, мастер, бурильщик, лаборант сооружений, токарь, слесарь, стропальщик, газоэлектросварщик, учителя математики, физики, русского языка и литературы, биологии, химии, медицинская сестра, врач-гинеколог, врач-онколог, экономист, инженер-строитель, бетонщик, арматурщик, плиточник.


Развитие IT-технологий наложило свой отпечаток на общую картину рынка труда. В связи с массовым переходом на удаленную работу в период пандемии и ее последствий в ближайшие годы будут востребованы профессии, связанные с интернет-деятельностью (веб-разработчики, программисты, системные администраторы и др. IT-специалисты).


В то же время существует ряд профессий, которые востребованы всегда: это специальности с высокой текучестью кадров, сложными и напряженными условиями труда. К таковым относятся: работники медицинской сферы, строительной и транспортной отраслей, специалисты нефтегазодобывающей отрасли.


В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, спрос на специалистов с медицинским образованием вырос многократно: медицинские сестры, фельдшеры, врачи узкой специализации.


Не менее востребованы социальные работники, педагоги и воспитатели, работники сферы услуг.


Государственной программой утвержден комплекс мер по созданию новых мест в организациях СПО, в том числе образовательных организациях, реализующих программы СПО медицинской направленности, исходя из прогнозируемой потребности в кадрах. В период до 2030 года будут расширены здания образовательных организаций: БУ "Нижневартовский строительный колледж" (на 500 мест), АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж" (на 400 мест), БУ ВО "Сургутский государственный университет" (отделение СПО на 400 мест), что позволит увеличить контрольные цифры приема для обучения граждан за счет средств бюджета автономного округа и увеличить долю обеспеченности экономики квалифицированными кадрами.


Профессиональная подготовка кадров для обеспечения экономики автономного округа рабочими и специалистами среднего звена осуществляется в 29 образовательных организациях (из них: 23 профессиональные образовательные организации, 2 образовательные организации высшего образования, 4 филиала), в которых обучаются более 45 000 человек.


Подготовка ведется по 107 специальностям и профессиям СПО для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.


Основой для определения направлений и объемов набора на обучение за счет средств автономного округа является прогноз кадровой потребности экономики автономного округа в рабочих и специалистах, стратегических ориентиров развития сферы образования и реального сектора экономики автономного округа, а также возможностей сети образовательных организаций.


Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона профессий и специальностей. Значительная часть бюджетных мест отводится наиболее востребованным рабочим профессиям и специальностям технических направлений (строительство, информационные технологии, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, нефтегазовое дело, транспорт), педагогическим и медицинским направлениям.


За последние 5 лет количество бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях увеличилось на 1016, что составляет 19,5% (2016 год - 5189 мест, в 2021 году - 6205 мест).


В период с 2016 по 2021 год в профессиональных образовательных организациях региона пролицензировано 25 новых профессий и специальностей, относящихся к наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (ТОП-50).


Структура контрольных цифр приема по программам СПО за счет средств бюджета автономного округа по укрупненным группам профессий и специальностей СПО представлена в таблице 1.



Таблица 1

Наименование специальности (профессии)

Учебный год приема (количество мест)

2020 - 2021

2021 - 2022

2022 - 2023

08.00.00 Техника и технологии строительства

480

505

465

09.00.00 Информатика и вычислительная техника

575

600

640

10.00.00 Информационная безопасность

0

0

25

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика

450

450

455

15.00.00 Машиностроение

700

650

715

18.00.00 Химические технологии

80

175

160

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии

50

25

25

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство

0

0

25

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

535

595

555

22.00.00 Технологии материалов

50

25

25

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

720

600

600

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

25

0

25

27.00.00 Управление в технических системах

25

25

25

31.00.00 Клиническая медицина

215

190

215

33.00.00 Фармация

25

25

35

34.00.00 Сестринское дело

190

240

290

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

25

25

25

38.00.00 Экономика и управление

285

335

285

39.00.00 Социология и социальная работа

50

25

50

40.00.00 Юриспруденция

0

0

0

43.00.00 Сервис и туризм

570

585

645

44.00.00 Образование и педагогические науки

465

425

450

46.00.00 История и археология

70

300

175

49.00.00 Физическая культура и спорт

115

100

125

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты

6

6

31

52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество

20

20

20

53.00.00 Музыкальное искусство

145

170

137

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств

167

109

219

Итого

6038

6205

6442


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»