Реализация государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 383-П, позволила в определенной степени продолжить совершенствование мер борьбы с преступностью на территории Астраханской области. Большая часть реализованных мероприятий в период срока действия государственной программы показала свою актуальность.
По состоянию на 01.01.2019 уровень преступности в Астраханской области остается самым высоким среди регионов Южного федерального округа (131 преступление на 10 тыс. населения). За последние три года возросло количество зарегистрированных преступлений тяжкой и особо тяжкой категорий (с 2312 до 2786). За этот же период на 12,5% больше совершено преступлений с применением огнестрельного оружия. Количество тяжких преступлений, совершенных подростками, возросло на 20,0%, удельный вес рецидивной преступности составил более 44%. Достаточно высок удельный вес уличной преступности (20,4%).
В целом состояние оперативной обстановки остается напряженным. В связи с этим следует продолжить реализацию положительно себя зарекомендовавших мероприятий профилактической направленности, которые позволят в будущем не только сохранить достигнутые позиции, но и двигаться дальше. Решение вопросов обеспечения общественного порядка видится в разработке отдельной подпрограммы в рамках данной государственной программы.
Следует отметить, что коренного перелома в решении вопросов борьбы с преступностью и профилактики правонарушений можно добиться лишь при использовании комплексного программно-целевого подхода, который сможет:
- привлечь к решению проблемы исполнительные органы государственной власти Астраханской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и сконцентрировать необходимые ресурсы;
- сформировать нормативные правовые основы реализации механизма запланированных мероприятий.
Реализация мероприятий подпрограммы 1 позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее проблемных вопросов на основе:
- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения правопорядка.
Однако решение этой важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Требуется деятельное участие всех сил общества. Поэтому продолжение профилактической работы следует координировать со службами социальной защиты, здравоохранения, культуры и образования, религиозными конфессиями и иными общественными организациями.