Государственная программа разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 366-13 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
Необходимость подготовки государственной программы вызвана тем, что преступность как в России в целом, так и на территории Астраханской области, несмотря на принимаемые усилия, по-прежнему реально угрожает национальной безопасности, безопасности личности, общества, государства. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности и накал борьбы организованных преступных групп за сферы влияния. Однако преступность, элементы экстремизма и терроризма продолжают оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и региона, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования в Астраханской области. Преступная среда продолжает консолидироваться, возрастают дерзость и масштабность преступных деяний.
Реализация в Астраханской области государственных программ правоохранительной направленности за последнее десятилетие позволила создать общую систему профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.
Результаты проведенного комплексного анализа криминогенной ситуации по итогам 2010 - 2020 годов показывают, что, несмотря на преобладающее снижение абсолютных показателей преступности, в 2019 и 2020 годах наметились заслуживающие пристального внимания неблагоприятные тенденции в состоянии преступности. Число регистрируемых преступлений стало возрастать с весны 2018 года, а по итогам 2019 года сохранило свои значения, со снижением в 2020 году. В то же время данные о динамике преступности говорят лишь о наметившихся тенденциях. Рост преступности наметился в первую очередь за счет увеличения числа преступлений тяжкой и особо тяжкой категорий (+17,9% в 2018 году, +2,4% в 2019 году, +1,9% в 2020 году).
Кроме этого, влияние внешних негативных факторов (санкции, политическая нестабильность в мире, угроза военного конфликта на границах Российской Федерации, миграционные проблемы, внутренние проблемы социально-экономического характера, социальные ограничения и др.) может предопределить и углубить неблагоприятный вариант развития криминальной ситуации в ближайшей перспективе.
В связи с этим организация борьбы с преступностью, профилактика правонарушений и усиление профилактики наркопреступности требуют в целом комплексного подхода со стороны правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Решение этих и других задач, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, укрепление гражданского единства, достижение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Астраханской области, формирование в обществе атмосферы нетерпимости к террористической и экстремистской деятельности, снижение спроса на наркотики и распространение экстремистских идей, невозможно без серьезной государственной поддержки, объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан. Это обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Приоритетным направлением в этой деятельности является разработка мероприятий в рамках данной государственной программы по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности. Основные направления деятельности по профилактике правонарушений, противодействию терроризму и экстремизму, выработке комплекса мер по противодействию злоупотреблению наркотиками будут отражены в соответствующих подпрограммах государственной программы "Профилактика правонарушений и противодействие преступности в Астраханской области", "Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Астраханской области".
Подпрограммы государственной программы позволят решить отдельные социальные проблемы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечить систему мер целевого воздействия на преступность. Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день имеет межведомственный характер и требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности, что закрепляется в соответствующих положениях государственной программы.