Динамика и структура доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016 - 2020 годы
(млн. рублей)
Годы | Доходы, всего | Налоговые и неналоговые доходы | Удельный вес в доходах, проц. | В том числе: | Безвозмездные поступления | Удельный вес в доходах, проц. | В том числе дотации | |||
налоговые доходы | удельный вес в доходах, проц. | неналоговые доходы | удельный вес в доходах, проц. | |||||||
2016 | 98065,6 | 33482,0 | 34,1 | 31299,8 | 31,9 | 2182,1 | 2,2 | 64583,0 | 65,9 | 48012,9 |
2017 | 107278,3 | 32492,5 | 30,3 | 30453,9 | 28,4 | 2038,7 | 1,9 | 74785,8 | 69,7 | 56294,3 |
2018 | 119874,1 | 39074,5 | 32,6 | 36525,8 | 30,5 | 2548,8 | 2,1 | 80799,6 | 67,4 | 62674,5 |
2019 | 134787,2 | 43686,3 | 32,4 | 41276,3 | 30,6 | 2410,0 | 1,8 | 91100,9 | 67,6 | 69606,6 |
2020 | 181313,0 | 46681,4 | 25,7 | 44711,0 | 24,7 | 1970,4 | 1,1 | 134631,6 | 74,3 | 80123,9 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 39,4 проц., или с 33482,0 млн. рублей в 2016 году до 46681,4 млн. рублей в 2020 году, из них налоговые доходы - на 42,8 проц., или с 31299,8 млн. рублей до 44711,0 млн. рублей.
Рост поступлений в основном обусловлен увеличением налогооблагаемой базы и соответствующим ростом налогов на доходы физических лиц, на имущество и прибыль организаций.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.
Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета, которые занимают до 60 проц, в структуре безвозмездных поступлений. На протяжении последних пяти лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 64583,6 млн. рублей в 2016 году до 134631,6 млн. рублей в 2020 году.
За последние пять лет в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан заметно возросла доля расходов на социально-культурную сферу. Это связано главным образом с необходимостью реализации "майских" указов Президента Российской Федерации (таблица 2).