Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Дагестан.
Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств республики без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
В целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.
К числу основных внешних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан, приводящее к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан, повышение прогнозируемого уровня инфляции, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;
2) изменение федерального законодательства, влияющее на параметры консолидированного бюджета Республики Дагестан (снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и т.д.).
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и в случае необходимости разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся следующие виды рисков:
1) снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.
Влияние данного фактора носит системный характер, результатом которого является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности, и в конечном итоге приводит к дальнейшему замедлению темпов экономического роста.
Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохраняются налоговые льготы, субсидирование затрат производителей;
2) сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.