Патриотизм является идеологической основой любого независимого государства, поэтому развитие системы патриотического воспитания является одним из главных направлений в государственной политике Российской Федерации.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укреплению обороноспособности страны государственная программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, способствует укреплению гражданской солидарности и государственности, развитию культурной, исторической преемственности поколений. В соответствии с этим и определяется современный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Российской Федерации, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Остается все меньше представителей поколения, защищавшего Родину в годы Великой Отечественной войны, главных свидетелей доблестного подвига советского народа в борьбе с фашизмом. Уходит в историю участие российских бойцов в локальных конфликтах. Вместе с тем возрастает важность формирования у подрастающего поколения чувства гордости за свое историческое прошлое, уважения к старшему поколению.
В настоящее время, когда идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным условиям жизни, ведущей проблемой становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека. В истоках воспитания заложено противостояние негативным воздействиям окружающего мира.
В обществе возрастает потребность в духовном единстве, возрождении отечественного наследия. Духовное воспитание детей и молодежи должно послужить формированию здорового общества с устоявшимися ценностями. В регионе проводится последовательная социальная политика, направленная на укрепление положения семьи и детей, снижение темпов социального сиротства, устройство осиротевших детей. Для дальнейшего развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо решение поставленных задач программно-целевым методом, сочетая при этом современные подходы в системе воспитания и опыт предыдущих лет.