ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 мая 2021 года N 280-р


[Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию на территории Республики Коми стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы]

(с изменениями на 22 сентября 2023 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 22.09.2023 N 452)




Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 июля 2019 г. N 519 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию в субъектах Российской Федерации стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2019 - 2024 годы", в целях совершенствования социального обслуживания лиц с психическими расстройствами:


1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по развитию на территории Республики Коми стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению.


2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представлять ежегодно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом, в Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России отчет о ходе выполнения Плана мероприятий.


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.


4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
И.БУЛАТОВ



Утвержден
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 31 мая 2021 г. N 280-р
     (приложение)



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, НА 2021 - 2024 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 22.09.2023 N 452)




I. Описание текущей ситуации


По данным Федеральной службы государственной статистики, численность взрослого населения в Республике Коми в 2020 году составила 654 937 человек, из них: трудоспособного возраста - 470 230 человек, пенсионного возраста - 184 707 человек. Из общего числа населения Республики Коми (820 473 человек) 178 752 человека являются сельскими жителями. Количество взрослого населения в Республике Коми продолжает снижаться, доля лиц пенсионного возраста к общему количеству населения возросла и составила 22,5% (2019 год - 23,3%).


По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, на 1 января 2020 года количество инвалидов старше 18 лет составило 59 877 человек (2019 год - 58 142 человека). В структуре первичной инвалидности в 2020 году (как и в 2018 - 2019 гг.) психические расстройства и расстройства поведения составили 9,3% (2018 год - 7,9%, 2019 год - 9,3%). В 2020 году в структуре детской первичной инвалидности патология по причине психических расстройств и расстройств поведения составила 23,5% (2018 год - 19,7%, 2019 год - 20,4%).


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 22.09.2023 N 452)


В стационарных организациях Республики Коми на 1 января 2021 года проживало 3075 (201 несовершеннолетний) получателей социальных услуг, в том числе 2871 инвалид (93,4%). Из 2871 инвалида недееспособных получателей социальных услуг - 1444 человека (50,3%).


По состоянию на 1 января 2021 года в Реестре поставщиков социальных услуг Республики Коми состояло 56 организаций, в том числе 21 центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (одним из структурных подразделений которых является территориальный центр социального обслуживания населения), 14 стационарных организаций для граждан пожилого возраста и инвалидов, 1 центр социальной помощи семье и детям, 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 республиканский социально-оздоровительный центр, 2 центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, 1 центр развития социальных технологий, 12 автономных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги на дому, 1 некоммерческий благотворительный фонд, предоставляющий услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, 2 коммерческие организации.


В 2020 году социальные услуги предоставлены 37389 получателям, из них государственными организациями социального обслуживания Республики Коми - 28795, негосударственными - 8594. Доля получателей социальных услуг, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, составила 53,77%; с отсутствием возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствием попечения над ними - 1,51%. Социальное сопровождение (содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам) оказано 1835 получателям социальных услуг, из них 52,04% граждан оказано содействие в получении медицинской помощи.


Проблемы региона:


1. Одинокие лица, страдающие психическими расстройствами, как правило, это пожилые граждане после лечения в медицинской организации, которые остаются без должного ухода и присмотра со стороны членов их семей, отказываются получать услуги в организациях социального обслуживания на дому и хотят проживать в стационаре. Это связано в том числе с их проживанием в неблагоустроенном жилье и населенных пунктах Республики Коми без достаточной социальной инфраструктуры.


2. Недостаточная квалификация специалистов, предоставляющих социальные услуги гражданам, страдающим психическими расстройствами. Психологическая неготовность кадров к предоставлению социального обслуживания на дому и в полустационарной форме гражданам, страдающим психическими расстройствами.



II. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты")


Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию на территории Республики Коми стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы (далее - "Дорожная карта") направлена на совершенствование предоставления социального обслуживания гражданам, страдающим психическими расстройствами, повышение его уровня, качества и эффективности.


"Дорожная карта" предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на социальное обслуживание, социальную поддержку граждан, и нацелена на максимально возможное продление автономной жизни в привычных для пожилых граждан и инвалидов условиях, поддержание их социального, психологического и физического статуса, повышение качества и доступности социальных услуг.


Для решения указанной задачи необходимо создание эффективной организационной структуры сети организаций социального обслуживания, дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, предоставляющих гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной форме социального обслуживания, разработка и апробация в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" методик и технологий в сфере социального обслуживания и др., а также обеспечение адресного подхода к предоставлению гражданам, страдающим психическими расстройствами, социальных услуг.


Расширение практики внедрения в деятельность организаций социального обслуживания стационарозамещающих технологий - это возможность получения гражданами, нуждающимися в стационарной форме обслуживания, социальных услуг вне стационарных организаций в объеме, необходимом и достаточном для нормализации их жизни.


В регионе с 2009 года реализуется Закон Республики Коми "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Республики Коми" (далее - Закон). В рамках Закона за гражданами, признанными нуждающимися в стационарном социальном обслуживании или уже находящимися на стационарном социальном обслуживании, по их желанию организуется уход по месту их проживания частным лицом, не являющимся в отношении них близким родственником или работником организации социального обслуживания. Лицу, осуществляющему уход, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми выплачивается ежемесячное вознаграждение. На данное вознаграждение начисляются районный и северный коэффициенты. В зависимости от объема оказываемой помощи (нуждаемости в такой помощи) один человек может осуществлять уход за 1 или 2 гражданами. В 2020 году в рамках Закона 214 нетрудоспособных граждан, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании, получили уход и помощь по месту их основного проживания (на дому).


"Дорожной картой" предусматривается внести изменения в Закон, которые бы устанавливали возможность родственного ухода и осуществления ежемесячных выплат родственникам, осуществляющим уход за недееспособными членами семьи, признанными нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.


"Дорожной картой" предусмотрено внедрение на всей территории Республики Коми следующих технологий, в том числе стационарозамещающих:


1. Технология "Школа ухода", предусматривающая уход за нетрудоспособными членами семьи на базе государственных и негосударственных организаций социального обслуживания.


В 2019 году по итогам конкурсного отбора 7 проектов некоммерческих организаций по созданию "Школ ухода" получили грант за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на общую сумму 10,4 млн. рублей. Охват граждан данной технологией в рамках проектов в 2019 году составил 492 человека. В 2020 году проведено 44 мероприятия на базе государственных и некоммерческих организаций социального обслуживания с охватом граждан 429 человек, в том числе 55 граждан, страдающих психическими расстройствами.


2. Технология "Сиделка", предусматривающая поддержание и сохранение состояния здоровья пожилых граждан негосударственными организациями социального обслуживания.


В 2020 году 79 человек получили услугу сиделки (2019 год - 63 человека), в том числе 1 гражданин, страдающий психическими расстройствами. В целях обеспечения возможности предоставления услуги сиделки до 4 часов в день планируется внесение изменений в законодательство Республики Коми в части перечня социальных услуг, а также стандартов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому.


3. Технология "Социальное такси".


В Республике Коми услуга социального такси предоставляется 5 государственными организациями социального обслуживания.


В 2020 году данная услуга предоставлена 112 обратившимся маломобильным гражданам, в числе которых отсутствуют граждане, страдающие психическими расстройствами.


В соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение автотранспорта в целях доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации в Республике Коми было приобретено 8 единиц автотранспорта, которые были поставлены в государственные бюджетные учреждения Республики Коми (далее - ГБУ РК): ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - ЦСЗН) Прилузского района", ГБУ РК "ЦСЗН Сысольского района", ГБУ РК ЦСЗН "Сыктывдинского района", ГБУ РК "ЦСЗН Княжпогостского района", ГБУ РК "ЦСЗН Усть-Цилемского района", ГБУ РК "ЦСЗН Удорского района", ГБУ РК "ЦСЗН г. Вуктыл", ГБУ РК "ЦСЗН Ижемского района".


В целях реализации постановления Правительства Республики Коми от 30 января 2019 г. N 38 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" утвержден приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Министерства здравоохранения Республики Коми от 30 сентября 2019 г. N 1444/9/422 "Об утверждении Порядка доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, подлежащих доставке в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний".


В регионе организована работа по доставке лиц старше 65 лет в ближайшую медицинскую организацию для проведения медицинских профилактических осмотров в государственные бюджетные учреждения здравоохранения Республики Коми (далее - ГБУЗ РК): ГБУЗ РК "Вуктыльская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Княжпогостская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Прилузская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Удорская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Усть-Цилемская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Ижемская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Сысольская центральная районная больница", ГБУЗ РК "Сыктывдинская центральная районная больница".


В 2020 году было осуществлено 326 выездов вышеуказанного автотранспорта и проведен медицинский профилактический осмотр 1513 человек старше 65 лет.


4. Технология "Мобильная бригада".


В целях повышения доступности социальных услуг для граждан, проживающих в труднодоступных населенных пунктах сельской местности, в республике во всех муниципальных образованиях организована деятельность мобильных бригад.


Основными задачами и функциями мобильной бригады являются:


1) экстренное реагирование и оказание в кратчайшие сроки социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в них в силу преклонного возраста и состояния здоровья;


2) плановые выезды для осуществления приема, консультирования и информирования о правах граждан;


3) содействие в получении мер социальной поддержки, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказание других видов помощи;


4) принятие мер по устранению причин, в случае необходимости, обусловивших нуждаемость граждан пожилого возраста и инвалидов в экстренной социальной помощи, в том числе с привлечением органов местного самоуправления, лечебно-профилактических учреждений, органов внутренних дел, общественных объединений и т.д.;


5) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарных условиях, на дому, в "приемных семьях" и т.д.;


6) проведение оценки индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»