____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа минобрнауки Амурской области от 17.08.2022 N 986.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктом 2 приказа Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" приказываю:
1. Изложить Порядок организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по основным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) в новой редакции.
2. Отделу общего образования (Продашанов Д.А.) осуществлять контроль за исполнением общеобразовательными организациями области требований Порядка.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за соблюдением Порядка образовательными организациями Амурской области.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Л.А.Закирову.
И.о. министра
образования и науки
Амурской области
Е.А.БУРДУКОВСКАЯ
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ДОМУ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Настоящий Порядок организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому по основным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) разработан во исполнение Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, на основании письма Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ", письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении" от 7 августа 2018 г. N 05-283, письма Министерства просвещения Российской Федерации "Об организации образования обучающихся на дому" от 13 июня 2019 г. N ТС-1391/07, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов:
Настоящий Порядок направлен на обеспечение единых организационных условий образования учащихся на дому.
Действие настоящего Порядка распространяется на общеобразовательные организации Амурской области (далее - образовательные организации), реализующие основные общеобразовательные программы и адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.2. Для обучающихся детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, а также детей с ОВЗ, страдающих заболеваниями, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому", организуется обучение на дому.
1.3. Основанием для организации обучения на дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение уполномоченной медицинской организации, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для ребенка с ОВЗ).
1.4. Зачисление обучающегося на дому в образовательную организацию при переводе по новому месту жительства осуществляется в общем порядке, установленном законодательством, для приема граждан в образовательные организации.
2.1. Для обучающихся на дому более одной четверти рекомендовано с учетом интересов всех участников образовательных отношений обеспечить организацию обучения на дому с зачислением в близлежащую к месту жительства образовательную организацию.
2.2. Для организации обучения на дому родителями (законными представителями) обучающегося на дому представляются в образовательную организацию заявление (приложение N 1 к Порядку), заключение уполномоченной медицинской организации, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для ребенка с ОВЗ).
2.3. Руководителем образовательной организации в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления издается распорядительный акт об организации обучения на дому для каждого обучающегося на дому (приложение N 2 к Порядку).
2.4. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с ОВЗ общеобразовательной организацией разрабатываются общеобразовательные и адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, которыми определяются требования к условиям их реализации и результатам их освоения обучающимися, с учетом которых разрабатываются индивидуальные учебные планы обучающихся.
Индивидуальный учебный план должен включать предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность. Учебный план является основным организационным механизмом реализации, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). При составлении учебного плана необходимо руководствоваться ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, необходимо разработать для такого обучающегося индивидуальный учебный план, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.
2.5. Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняются индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования (ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Адаптированные основные общеобразовательные программы реализуются с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных индивидуальных учебных планов, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
2.6. Учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;
для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;
для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
2.7. Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности) и занятия в рамках дополнительного образования.
Часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В случае если состояние здоровья ребенка позволяет посещать образовательную организацию, часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена ребенком в стенах школы.
2.8. Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%, образовательной программы основного общего - 70% и образовательной программы среднего общего образования - 60%. Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможны организация и проведение внеурочной деятельности.
2.9. Заместителем руководителя по учебной работе образовательной организации составляется расписание учебных занятий с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому. Расписание занятий утверждается локальным актом образовательной организации.
2.9. Заместителем руководителя по учебной работе образовательной организации ведется журнал учета проведенных занятий для каждого обучающегося на дому, в котором педагогические работники записывают дату занятия, тему и содержание пройденного материала, количество проведенных часов, домашнее задание и отметки.
2.10. Заместителем руководителя по учебной работе образовательной организации регулярно осуществляется контроль за методикой обучения, своевременным проведением занятий на дому, выполнением рабочих программ по предметам.
2.11. Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся на дому осуществляется в соответствии с требованиями локального акта образовательной организации.
2.12. Общие сведения об обучающемся на дому, данные о текущей успеваемости, результатах промежуточной и (или) итоговой аттестации вносятся в классный журнал соответствующего класса.
Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, завершает государственная итоговая аттестация.
Учащимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия для сдачи государственной итоговой аттестации на дому (при их желании).
В соответствии с пунктом 6 приказа Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" форма получения образования и форма обучения в аттестате об основном общем образовании/об основном общем образовании с отличием и приложении к нему, в аттестате о среднем общем образовании/о среднем общем образовании с отличием и приложении к нему не указываются.
2.13. Образовательной организацией обучающимся на дому представляются бесплатно в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2.14. На основании заключения уполномоченной медицинской организации по заявлению родителей (законных представителей) и в целях социальной адаптации обучающиеся на дому вправе участвовать (при отсутствии медицинских противопоказаний) во внеурочных и внеклассных мероприятиях, которые проводятся в помещениях и на территории образовательной организации.