Недействующий

Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ивановской области" на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2022 года)



3.1. О социально-экономическом развитии Ивановской области


По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, валовый региональный продукт Ивановской области (далее - ВРП Ивановской области) за 2018 год вырос на 1,3% по сравнению с 2017 годом в сопоставимых ценах и составил 197,8 млрд рублей.


ВРП Ивановской области в расчете на душу населения вырос со 103 тыс. рублей в 2010 году до 196 тыс. рублей в 2018 году (18 место в ЦФО). В 2018 году по сравнению с предыдущим годом он вырос на 14,6 тыс. рублей, или на 8,1% в действующих ценах (на 2,2% в сопоставимых ценах).


Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2017 - 2020 годах характеризуется положительной динамикой.


Сумма налоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области в 2017 году составила 24,2 млрд рублей, в 2018 году - 26,2 млрд рублей с ростом к 2017 году на 8,3%, в 2019 году - 27,9 млрд рублей с ростом к 2018 году на 6,6%, в 2020 году - 29,4 млрд рублей.


Аналогичная тенденция наблюдается по данному показателю в пересчете на душу населения. В 2017 году он составил 23856,7 руб./чел., в 2018 году - 26099,2 руб./чел. с ростом к 2017 году на 9,4%, в 2019 году - 28023,3 руб./чел. с ростом к 2018 году на 7,4%, в 2020 году - 29774 руб./чел. с ростом к 2019 году на 6,2%.


Увеличение общего объема налоговых доходов в 2017 - 2020 годах обеспечено ежегодным ростом поступлений основных бюджетообразующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, за исключением 2020 года, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также доходов от поступления акцизов по подакцизным видам продукции (нефтепродукты, пиво и крепкие алкогольные напитки).


Объем безвозмездной помощи бюджету Ивановской области ежегодно растет. В 2017 году он составил 13,4 млрд рублей, в 2018 году - 18,6 млрд рублей с увеличением к 2017 году на 38,8%, в 2019 году - 21,7 млрд руб. с увеличением к 2018 году на 16,7%, в 2020 году - 36,0 млрд рублей с ростом к 2019 году на 65,9%.


Основной составляющей безвозмездных поступлений в бюджет Ивановской области, которая оказывает значительное влияние на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Объем распределенной Ивановской области из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2017 году составил 9,7 млрд руб., в 2018 году - 11,6 млрд руб. с увеличением к 2017 году на 20%, в 2019 году - 11,7 млрд руб. с увеличением к 2018 году на 0,9%, в 2020 году - 12,9 млрд руб. с увеличением к 2019 году на 10,3%.


Увеличение объема безвозмездных поступлений в последние годы позволило повысить финансовое обеспечение полномочий, реализация которых возложена на Ивановскую область.


Кроме того, на протяжении последних лет в структуре доходов консолидированного бюджета Ивановской области отмечается ежегодное снижение доли налоговых и неналоговых доходов (65,8% в 2017 году, 60,0% в 2018 году, 57,6% в 2019 году, 46,1% в 2020 году) и, соответственно, рост доли безвозмездных поступлений. Таким образом, уровень финансовой самообеспеченности Ивановской области в 2020 году составил менее 50% исполняемых обязательств.


В 2020 году, по предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по отношению к 2019 году в сопоставимых ценах увеличился на 14,5%.


Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости на конец 2019 года составили 1143,1 млрд рублей (в 2017 году - 550,7 млрд рублей, в 2018 году - 569,1 млрд рублей).


По итогам 2020 года (предварительные данные) индекс промышленного производства (далее - ИПП) составил 103,5%, объем отгруженной продукции в промышленности - 212,6 млрд рублей.


В структуре промышленного производства по итогам 2020 года сохранился наибольший удельный вес обрабатывающих производств - 83,1%, доля обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составляла 13,5%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 2,9%, добычи полезных ископаемых - 0,5%.