Действующий

Об утверждении Стратегии развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 21 августа 2023 года)



3.1. Оценка состояния сферы культуры и проблемы ее развития


Республика Татарстан обладает богатыми культурными ресурсами для эффективного социально-экономического развития: памятники истории и культуры, материального и нематериального этнокультурного достояния, архитектурный облик территории, достопримечательности, народные промыслы и ремесла, традиционные виды художественного творчества и фольклор, профессиональное искусство и экспериментальное творчество, признанные в мировом масштабе культурно-исторические бренды.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.08.2023 N 995)


Сфера культуры многогранна и включает в себя: художественную культуру (литература, изобразительное искусство, музыка, театр, кино и другие), экономическую культуру (культура производства, культура распределения, культура обмена, культура потребления, культура управления, культура труда), духовную культуру, общественную культуру (право, мораль), массовую культуру, градостроительную культуру и иные ее виды. В рамках Стратегии предполагается реализовывать программы и проекты, гармонизирующие перечисленные составляющие сферы культуры.


В действующих государственных программах внимание в наибольшей степени отводится художественной культуре и духовно-нравственному развитию. В целях недопущения реализации рисков и угроз необходимо формировать единую государственную политику в сфере культуры, преодолевая межведомственные и межуровневые противоречия по вопросам культурного развития.


Традиционно в роли хранителя и транслятора традиций и культуры выступала семья. Но ускорение темпов развития цивилизации, нововведения, трансформирующие природную, социальную и культурную среду, деформировало устойчивость стабильных, надежных социально-культурных образований, каким во все времена была семья. Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций населения способствует фиксированному социологами разрыву прежних устойчивых связей (дружеских, семейных, соседских). Все это не способствует передаче культурных, этнических традиций и знаний.


Массовая культура, быстро развивающаяся в условиях глобализации под влиянием моды, геополитических, технологических процессов, позволяет человеку чувствовать себя комфортно, открывая новые возможности для самообразования и изменения представления о мировом пространстве. При этом сама культура воспринимается потребителями массового культурного продукта только как сфера услуг, инфраструктура индустрии развлечений, распадается традиционная система ценностей и самоидентичности, негативно сказываясь на духовном развитии личности. Наблюдается преобладание некачественного культурного продукта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и виртуальном медиапространстве.


При разнообразии культурного продукта, предлагаемого населению, доля аутентичного контента, отражающего многонациональную культуру Республики Татарстан, остается недостаточно высокой. Современные процессы в культуре накладывают свой отпечаток, в целом отмечается унификация народной культуры, утрата связи с исконными народными традициями и обрядами, естественное уменьшение представителей поколений, являющихся хранителями и носителями традиционной культуры.


В то же время недопустимо пренебрегать массовой культурой, которая стала неизбежным атрибутом современной жизни. Выработка механизмов не противостояния массовой культуре, а формирования ее с учетом специфики национальных культур и идентичности является системной стратегической задачей.


Взаимодействие между людьми должно строиться на основе доверия, которое выступает ведущим механизмом интеграции общества в целостную и гармоничную систему. Недооценен потенциал культуры для гармонизации общественных отношений. В качестве решения предлагается возродить институт доверия через функцию исторической преемственности путем сохранения культурно-исторического наследия, аутентичности и национальной идентичности, изучения генеалогии и истории среды обитания. Немаловажную роль в этом ключе играет реализация национальной политики.


В культурном пространстве присутствует жесткая дифференциация культурного контента по возрастным и социальным категориям, отсутствует вариативность их изменения и обеспечения возможности для вовлечения граждан в творчество по их собственным интересам, отмечается недостаточность адресной тематической работы с трудоспособным населением.


По состоянию на 01.01.2021 сеть организаций культуры в Республике Татарстан насчитывает 3 790 организаций культуры: 59 государственных и 3 731 муниципальная. Республика Татарстан обладает одной из самых крупных библиотечных (1 511 единиц) и культурно-досуговых (1 917 единиц) сетей в России, занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации по количеству современных кинозалов.


При этом культурную жизнь Республики Татарстан дополняет значительное количество частных, ведомственных, некоммерческих организаций, относящихся по основным видам экономической деятельности к сфере культуры, в том числе и самозанятых граждан.


В сложном положении оказалась культура в сельской местности, несмотря на то, что Республика Татарстан сохранила большую сеть культурно-досуговых учреждений (в среднем на 10 тысяч жителей приходится пять клубных учреждений), преимущественная часть которых расположена на селе. Поиск новых форм реализации культурного продукта за последние годы осуществлялся не в полной мере.


Недостаток квалифицированных кадров, способных моментально реагировать на современные вызовы в условиях быстро меняющегося спроса населения на контент в сфере культуры, не позволяет культурно-досуговым учреждениям выступать конкурентом частным культурно-образовательным и развлекательным организациям. Как следствие - недоступность широкого спектра услуг сферы культуры для сельской местности.