Действующий

Об утверждении Стратегии развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 21 августа 2023 года)



3.4. Сценарии реализации Стратегии


Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает усиление негативных тенденций в культурной сфере, проблем и снижение уровня финансирования. При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако в условиях недостаточности средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений развития сферы не будет.


Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием культурной инфраструктуры. Фактор значительного физического износа инфраструктуры будет носить постоянный самовоспроизводящийся характер. При сохранении существующего объема финансирования и количества проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Так, к 2030 году доля организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, не превысит 70 процентов.


Инерционный сценарий в целом не ухудшит положение театральных и концертных организаций, способных привлекать внебюджетные средства, и позволит осуществлять их гастрольную деятельность. Однако в муниципальных образованиях Республики Татарстан инерционный сценарий будет сопровождаться дальнейшей оптимизацией сетей организаций культурно-досугового типа и библиотек, в первую очередь, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в крупные города Республики Татарстан.


Результативность деятельности государственных и муниципальных организаций культуры будет оцениваться по формальным количественным критериям, не отражающим социальную эффективность, что может стать причиной сокращения расходов на поддержание сферы культуры.


Инновационный сценарий реализации Стратегии предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, кратное увеличение совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет увеличиваться, в том числе благодаря государственно-частному партнерству, меценатству и использованию альтернативных источников финансирования культуры.


Отличительными особенностями инновационного сценария являются значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции профессионального образования в России, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру государственных и муниципальных организаций культуры, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, а также инвестиционная привлекательность сферы культуры на российском и международном уровнях.


При реализации этого сценария доля организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов.


Реализация инновационного сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением культурной инфраструктуры, к 2030 году существенно расширить сети организаций культуры и искусства, профессионального образования в сфере культуры с учетом меняющихся демографических и социально-экономических особенностей, а также обеспечить расширение распространения национальной идентичности, систематический мониторинг оценки социального эффекта культурных проектов, внедрение систем мер и механизмов мотивации деятельности негосударственных организаций к решению проблем в сфере культуры.


Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников, в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением негосударственных субъектов в сфере культуры к реализации государственной культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.


При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения организаций культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы.


Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на культуру за счет всех источников. Подобный сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю организаций культуры и искусства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, состояние которых является удовлетворительным.


Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства. При этом сценарии можно прогнозировать соответствующее сокращение количества объектов мемориального и монументального искусства, находящихся в неудовлетворительном состоянии.


Реализация Стратегии по базовому сценарию предполагает повышение качества условий предоставления услуг организаций культуры, содействие в развитии творческих индустрий, сохранение нематериального этнокультурного достояния, развитие кадрового потенциала.


(в ред. Постановления КМ РТ от 21.08.2023 N 995)