Действующий

Об утверждении Стратегии развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (с изменениями на 21 августа 2023 года)



3.2. Стратегические риски развития сферы культуры


Сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития сферы культуры изложены в SWOT-анализе.

Ключевые вызовы для сферы культуры

Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления)

Weaknesses (слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления)

Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления)

Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления)

1

2

3

4

5

Понимание культуры как элемента инфраструктуры индустрии развлечений и частичной подмены воспитательной и просветительской функций культуры.

Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций населения

Опыт реализации масштабных культурных проектов, фестивалей международного и всероссийского уровней.

Наличие творческих союзов, волонтерских сообществ, крупных некоммерческих организаций в сфере культуры

Слабо развито применение каналов коммуникации для позиционирования своей деятельности.

Отсутствие устойчивых межпоколенческих связей в вопросах культурных этнических традиций и знаний.

Не предусмотрены системные меры продвижения образов культурного наследия

Активное использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для работы с населением.

Возможность организации межотраслевой кооперации в целях полного охвата всех групп населения.

Использование значительного историко-культурного и духовного потенциала Республики Татарстан для гармоничного развития личности, сохранения аутентичности и национальной идентичности народов Республики Татарстан.

Этнополитическая стабильность в Республике Татарстан

Социокультурные кризисные явления в обществе.

Утрата традиционных семейных ценностей, снижение социального престижа семьи.

Неблагоприятные демографические, экономические, социальные и другие изменения

Недостаточная адресность культурных услуг и дифференциация культурных благ, недоступность широкого спектра услуг сферы культуры для жителей сельской местности

Разветвленная сеть организаций культуры.

Наличие ресурсного обеспечения для создания новых форм занятости и досуга. Возможность предоставления системной грантовой поддержки для организаций культуры, работников культуры.

Возможность организации гастрольной и выездной деятельности на территории сельской местности

Отсутствие равного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению культурных услуг.

Отсутствие специализированных транспортных средств (автоклубов) для обслуживания жителей труднодоступных населенных пунктов, не имеющих собственных организаций культуры.

Недостаточная материально-техническая база и ограниченный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Создание цифровых творческих пространств.

Привлечение внештатных профильных специалистов.

Программный подход к укреплению материально-технической базы организаций культуры.

Возможность участия в различных конкурсах на предоставление грантовой поддержки социокультурных проектов, организованных государственными и коммерческими фондами

Риск снижения посещаемости организаций культуры.

Низкая экономическая культура в сельской местности.

Недостаточно разнообразный контент предоставляемых услуг

Отсутствие бизнес-экосистемы для производства культурного продукта: креативный сектор не интегрирован в культурное пространство, отсутствуют инструменты привлечения бизнеса в сферу культуры, преобладание бюджетного финансирования культуры, отсутствие механизмов оценки стоимости культурного продукта, культурных брендов

Появление разнообразных площадок для реализации творческих проектов, общественных инициатив, развития креативных индустрий.

Авторитетные деятели культуры, являющиеся акторами культуры, могут способствовать продвижению культурных брендов и культурного наследия.

Система творческих премий, конкурсов и грантов.

Возможность производства изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства

Неразвитость практик привлечения инвесторов и меценатов для поддержки сферы культуры, в том числе отсутствие стимулирующих мер на законодательном уровне.

Отсутствие актуальных социально-гуманитарных исследований в области культуры в целом и изучения потребительского спроса, конкурентной среды в частности.

Недостаточные маркетинговые способности по продаже культурных услуг

Наличие активных внешнеэкономических связей, потенциально перспективных партнеров, способствующих выходу культурного продукта на новые сегменты рынка.

Наличие культурных брендов, широко известных в России и за рубежом.

Значительный потенциал социально-экономического развития Республики Татарстан.

Использование возможностей сферы культуры для формирования положительного имиджа Республики Татарстан и развития культурного туризма

Отсутствие устойчивого интереса у представителей бизнеса к финансовому участию в развитии сферы культуры.

Недостаточный уровень развития негосударственного сектора и форм государственно-частного партнерства.

Высокая зависимость сферы культуры от бюджетного финансирования.

Финансирование культуры на уровне органов местного самоуправления по остаточному принципу

Преобладание некачественного культурного продукта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и виртуальном медиапространстве

Трансляция мероприятий и событий в сфере культуры в онлайн-формате.

Увеличение охвата пользователей культурных услуг в виртуальном медиапространстве, в том числе за пределами Республики Татарстан и Российской Федерации

Изолированность и замкнутость инфраструктуры сферы культуры, слабая внутриведомственная и межведомственная связь между субъектами культурной деятельности.

Низкая доля организаций культуры, имеющих доступ к высокоскоростной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Возможность получения общественной оценки через виртуальное пространство. Развитие цифровых технологий в Республике Татарстан

Влияние на общество стандартов и вкусов массовой культуры

Недостаток квалифицированных кадров, низкая эффективность деятельности ряда организаций культуры, вызванная в том числе низким уровнем подготовленности руководителей и работников к современным вызовам в сфере культуры в условиях рыночной экономики, проблемы инклюзивного образования

Развитая система образования для подготовки профессиональных кадров в сфере культуры.

Развивающаяся трехуровневая система образования в сфере культуры.

Поддержка творческих коллективов и деятелей культуры.

Стимулирующие программы по поддержке молодых кадров

Отсутствие специализированных дисциплин и курсов повышения квалификации в сфере культуры по инклюзивной работе.

Неэффективная инфраструктура организации культуры, особенно в сельской местности.

Низкий уровень заработной платы молодых специалистов

Организация целевой контрактной подготовки.

Менеджмент культуры по внедрению социокультурных проектов, развитию независимых культурных инициатив.

Выделение федеральных средств на образование и повышение квалификации в сфере культуры в рамках национального проекта "Культура"

Дефицит высококвалифицированных кадров.

Отток талантливой молодежи.

Снижение конкурентоспособности организаций культуры