По состоянию на 2020 год узкими местами железнодорожного транспорта на территории Свердловской области являются направления Екатеринбург - Тюмень и Каменск-Уральский - Челябинск.
Прогноз объема перевозок показывает, что в среднесрочной перспективе следует ожидать исчерпания пропускной способности на участке Баженово - Богданович.
В состоянии перегрузки находится участок Каменск-Уральский - Нижняя, для которого характерны низкие технические скорости прохождения грузовыми поездами.
Являясь основной частью северного обхода Екатеринбурга участок Восточная - Звезда находится в состоянии исчерпания пропускной способности. При этом участок Решеты - Арамиль, который является южным обходом Екатеринбурга, не загружен должным образом в первую очередь из-за недостаточного развития станции Седельниково.
На участке Восточная - Звезда коэффициент использования пропускной способности с учетом неравномерности движения поездов по месяцам уже сейчас выше допустимого уровня.
Высокая загрузка Екатеринбургского железнодорожного узла препятствует развитию пригородных пассажирских перевозок, а с имеющимися проблемами с пропускной способностью на других участках в среднесрочной перспективе приведет к невозможности эффективного использования основной железнодорожной артерии России - Транссиба.
На ликвидацию угрозы возникновения и усиления роли узких мест направлена инвестиционная программа ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") до 2030 года.