Одним из способов повышения привлекательности дорожной сети Свердловской области может стать информационное обеспечение нового уровня водителей ТС. По своему назначению оно многопланово, предметом информации для участников движения могут быть погодно-климатические условия (скользкость дорожных покрытий, ограниченная видимость), введенные на автомобильной дороге ограничения на движение (регламентация режимов и направлений движения на участках дорожной сети), оптимальные маршруты движения по дорожной сети к конечным пунктам следования.
Недостатки в системе маршрутного ориентирования (далее - СМО) вызывают перепробеги ТС по дорожной сети, а, следовательно, излишнюю ее загрузку, перерасход горюче-смазочных материалов, дополнительные неоправданные и неучтенные затраты времени на движение, дополнительное загрязнение окружающей среды. Кроме того, отсутствие у водителей уверенности в правильном выборе маршрута приводит к увеличению степени напряженности их труда, повышенным энергетическим и эмоциональным затратам, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения в целом.
СМО представляет собой техническую реализацию существующей или вновь разработанной системы распределения транспортных потоков (далее - ТП) по дорожной сети. За основу СМО принимаются данные о притягательной и генерирующей способности тех пунктов на дорожной сети, о которых необходимо информировать водителей ТС.
Работы по созданию СМО можно разделить на несколько этапов:
первый этап - обследование пунктов притяжения ТП; результатом выполнения первого этапа должен стать перечень информационных объектов;
второй этап - анализ маршрутов движения ТС к информационным объектам (анализ позволит разработать дислокацию источников информации, то есть знаковую информацию о конкретных информационных объектах);
третий этап - анализ всего информационного массива для рациональной компоновки знаков индивидуального проектирования;
четвертый этап - установка знаков индивидуального проектирования в требуемых местах.
Одновременно с помощью запрещающих, предписывающих и информационных дорожных знаков на перекрестках реализуются схемы организации дорожного движения, обеспечивающие ТП оптимальные маршруты движения.
СМО должна содержать необходимый перечень объектов, в информации о местоположении которых заинтересованы водители ТС. Неполнота этого перечня влечет за собой недостаточную информированность водителей и, как следствие, их ошибки в выборе оптимальных маршрутов движения, дополнительные остановки в целях уточнения этих маршрутов. Избыточность перечня ведет к излишним экономическим затратам и к информационной перегрузке водителей ТС.
В крупных населенных пунктах Свердловской области, не имеющих обходов, но имеющих грузовые каркасы, реализация СМО позволит снизить загрузку дорожной сети, сократить расход горюче-смазочных материалов, уменьшить затраты времени в пути, загрязнение окружающей среды.